Организация самостоятельной работы студентов с использованием технологий дистанционного образования. Теоретические предпосылки изучения проблемы организации самостоятельной работы студентов нпо Проблемы самостоятельной работы студентов статьи

Ботузова Юлия Владимировна,аспирант Кировоградскогогосударственногопедагогическогоуниверситетаимени Владимира Винниченка, г. Кировоград, Украина[email protected]

Организация самостоятельной работы студентов

с использованием технологий дистанционного образования

Аннотация. В статье осуществлен анализ проблем организации самостоятельной работы студентов с использованием технологий дистанционного обучения. Рассматриваются разные формы самостоятельной работы и возможностей их реализации в дистанционном курсе на базе Moodle.Ключевые слова: самостоятельная работа,процесс обучения, дистанционное образование, Moodle.

Использование кредитномодульной системы обучения при организации учебного процесса предполагает последовательную и основательную проработку студентами учебного материала, разбитого на отдельные модули как логически завершенные части теоретических знаний и практических умений по определенной учебной дисциплине. На каждый модуль отведено определенное количество кредитов, в которых измеряется объем учебной работы. Студенты, готовясь к различным видам занятий должны быстро ориентироваться в современном потоке учебной, научной и методической информации, уметь ее анализировать, критически осмысливать, выделять основные аспекты, логически структурировать, и тем самым демонстрировать умение самостоятельно приобретать и пополнять свои знания.Новые тенденции в образовании направлены на использование новейших технологий обучения, в частности дистанционного, начиная со школы. Дистанционное обучение целиком базируется на самостоятельной работе студентов и целенаправленном руководстве ею преподавателем.Целью статьи является исследование возможностей использования технологий дистанционного образования при организации результативной самостоятельной работы студентов при изучении учебных дисциплин и ее постоянного эффективного контроля в высших учебных заведениях.Современные исследования теории и практики развития самостоятельности студентов в процессе обучения В.Буряка, Н.Солдатенко, В.Ужика и др., организации самостоятельной работы студентов В.Андрущенко, Т.Лысянской, В.Лугового, О.Скрыпченка и др. свидетельствуют об актуальности темы.Самостоятельная работа является обязательной для каждого студента, определяется учебным планом и является важной составляющей процесса подготовки специалиста. В структуре учебной деятельности она занимает от трети до двух третей общего учебного времени. Организация самостоятельной работы имеет системный характер на протяжении всего времени обучения студентов. С целью оптимизации самостоятельной познавательной деятельности составляются индивидуальные планы работы студентов, выступают не только средством информирования студентов о необходимом объеме самостоятельно усвоенных знаний, но и позволяет правильно распределить учебное время и их индивидуальные усилия для достижения желаемого результата.Самостоятельная учебная деятельность рассматривается как целенаправленная специфическая деятельность субъекта, в которой без посторонней помощи усваивается социальный опыт, приобретаются знания, умения, навыки, и способствующая его саморазвитию и самосовершенствованию. Как и любая деятельность, самостоятельная учебная деятельность имеет свою структуру, которая включает: мотивацию, учебные задачи, учебные действия, контроль, переходящий в самоконтроль, оценку, которая переходит в самооценку. Такая деятельность побуждается конкретной целью, отражает представление субъекта о результатах деятельности и приобретает форму самообразования . Важным аспектом самостоятельной работы является то, что она решает не только учебные задачи, но и решает проблему саморазвития и самосовершенствования студента.К формам самостоятельной работы, предлагаемой студентам в традиционном обучении относятся: рефераты; конспектирование первоисточников, составление тезисов, плана обработанного материала; рецензирование, аннотирование, отзывы, выполнение тренингов, решение задач; составление схем, таблиц, диаграмм и пр.; расчетные, графические, расчетнографические работы, разработка тестов, дидактических материалов; самостоятельныеконтрольные работы, выполнение индивидуальных творческих задач, другие формы, которые соответствуют специфике факультета. В связи с тенденциями компьютеризации всех сфер деятельности человека также сегодня еще добавляется: работа с персональным компьютером, обработка программнопедагогического обеспечения; работы с электронными версиями дидактических материалов, поиск необходимой информации в сети Интернет.В современном учебном процессе студент выступает не простым потребителем информации, а творческим соискателем знаний. При этом задача преподавателя состоит не только в передаче информации в готовом виде, но и в поощрении студента к самостоятельной познавательной деятельности, в формировании у него навыков самостоятельности при получении знаний .Новыеподходы к организации обучения, а именно использование дистанционных технологий требуют существенного переосмысления и корректировки традиционных форм, и перевод их в дистанционные формы.Дидактические возможности и условия использования информационнообразовательных ресурсов и служб, мультимедийных средств в системе дистанционного обучения позволяют представить необходимую учебную информацию для самостоятельного изучения в виде гипертекста, использовать наглядные свойства звуковой, графической, анимационной и видео информации, способствующие лучшему усвоению материала .Все вышеперечисленные формы самостоятельной работы студентов можно реализовать в дистанционном курсе, например, на основе модульной объектноориентированной динамической учебной среды Moodle, которая предоставляет широкие возможности для внедрения элементов дистанционного обучения в образовательную систему вуза. При этом следует начать с составления индивидуального учебного плана работы студента, который легко реализовать в электронном виде, разбив объем учебной материала на содержательные блоки по темам или по неделям. Наличие таких учебных планов, позволяет студентам, самостоятельно выполняя работу, выявлять способности организовывать, планировать, регулировать собственную учебную деятельность, осуществлять самоконтроль и оценку ее результатов и собственных действий. Все в комплексе позволяет осуществлять самоуправление своей деятельностью. Самостоятельно управляя своей учебной деятельностью, студент выступает как самоуправляемая система.Механизм самоуправления действует таким образом, что студент как субъект управления сам себя рассматривает в качестве объекта. Он регулирует свои учебные действия, организовывает деятельность, рефлексивно относится к собственным действиям.Но стоит заметить, что, независимо от вида самостоятельной работы, которую выполняют студенты, как в традиционной, так и в дистанционной форме обучения, определенная роль остается и за преподавателем, т. е.осуществляется при наличии учителя (тьютора). Преподаватель должен ознакомить студентов с целью выполнения самостоятельных работ, трудоемкостью, сроками выполнения, методикой выполнения работ, формами контроля, критериями оценки качества выполненной самостоятельной работы. Предварительно преподавателю необходимо осуществить мониторинг уровня подготовки студентов, их умений и навыков, желания и потребности работать самостоятельно в процессе обучения в вузе (в случае дистанционной организации такой работы, также исследовать уровень развития навыков работы с компьютером, умений пользоваться сетью Интернет для учебных целей).Изучение теоретического материала в дистанционном курсе можно представить в виде электронной книги с удобной системой навигации: гиперссылками на отдельные разделы или параграфы книги, на термины и их толкование в словаре, на биографические данные ученых, имена которых встречаются в тексте книги и т. д.Кроме того, теоретический материал возможно представить в виде яркой презентабельной Интернетстраницы или презентации с использованием звукового сопровождения, с демонстрацией учебных анимационных или видеоматериалов. Ведь современные психологопедагогические исследованиях теории восприятия и усвоения различных видов информации и сторон влияния информационных технологий на эффективность учебного процесса (Л.Выготский, А.Леонтьев, В.Безпалько, И.Якиманскаяи др.) открывают огромный дидактический потенциал мультимедийных технологий, показывают, что компьютер имеет возможности развития творческих способностей у учащихся и обеспечивает усвоение ими знаний на высоком уровне осмысления и интерпретации. При разработке такого теоретического материала, преподаватель может поставить перед студентами задачи, как и в традиционном обучении, написать реферат, законспектировать, составить тезисы или план обработанногоматериала, написать аннотацию или отзыв. При такой постановке задачи, необходимо проконтролировать её выполнение. В традиционном обучении преподаватель в таком случае лично встречается и общается со студентами, или проверяет наличие записей, конспектов. Вдистанционном обучении также достаточно возможностей для осуществления такого контроля. Это может быть требование: принять участие в форумеобсуждении, общаться в чате, или в условиях видеоконференции; прислать электронный вариант реферата, конспекта, тезисов, отзыва или аннотации на проверку учителю и др.Контроль результатов предполагает предоставление свободы субъекта учебной деятельности, которая обусловливается необходимостью вовремя представить результаты самостоятельной работы и, таким образом, отчитаться перед преподавателем. Такой контроль осуществляется в конце деятельности, когда сделанные студентом ошибки в ее процессе не исправлялись, а сам ход самостоятельной деятельности не корректировался. Это является недостатком такого контроля, хотя с другой стороны –существует материальный результат работы: ответ, реферат, конспект и т. д. Поэтому важно, чтобы во время обработки задания студент мог себя проверить и проконтролировать. В этом случае, дистанционные технологии имеют преимущество, ведь в структуру теоретического материала можно включить вопросы для самоконтроля, тесты для самоконтроля, которые работали в учебном режиме, т. е. давали бы возможность пройти тест еще раз, разобравшись и исправив свои ошибки, а также давали бы возможность учителю проследить за ходом выполнения задания студентами, проанализировать типичные ошибки, выявить пробелы в знаниях и т. п., и в конечном итоге объективно оценить результаты работы конкретного студента.После получения новых знаний, следующим шагом в обучении является формирование новых умений и навыков с использованием теоретического материала.В учебном процессе такая деятельность осуществляется на практических, семинарских, лабораторных занятиях, т.е. аудиторных занятиях. Дистанционные технологии также позволяют осуществить такие виды работы, но обычно в присущей им форме. В частности, это может быть урок, который студент должен пройти самостоятельно, с подсказками преподавателя, или даже без них. Это также может быть видеоурок в onlineрежиме, когда задействованы все участники курса и учитель, или запись урока, когда каждый участник собственноручно выбирает удобное для изучения материала время. Семинарское занятие может быть организовано в виде чата, семинара, вебинара, видеоконференции. При этом можно предоставить возможность участникам оценивать ответы и результаты работы друг друга. Также можно выбрать и асинхронную форму семинарского занятия в виде форума, где тематические сообщения и ответы не очень ограничены во времени.Для работы с использованием приобретенных знаний, умений и навыков очень часто преподаватели предлагают творческие задания, ведь они способствуют формированию умений использования знаний для решения соответствующих практических задач. К каждому творческому заданию преподавателю необходимо разработать нормативные требования, а для отдельных групп студентов, еще и учесть уровень творческой активности . При необходимости преподаватель должен провести консультацию по вопросам выполнения этих задач.Такая самостоятельная работа вызывает интерес, если заданиям присуща новизна, когда предлагается исследование с использованием новых методов исследования или измерения, она предполагает активную мыслительную или практическую деятельность, связанную с поиском наиболее рациональных способов выполнения предложенных заданий, анализом результатов работы и написанием отчета.Таким образом, организация самостоятельной работы является эффективным средством активизации творческой самостоятельности студентов. Самостоятельность и активность студентов тесно связаны, поскольку самостоятельность –высшая форма активности, которая определяется характером и способом деятельности студентов. Основа самостоятельной работы студентов –сознательный подход студента к процессу обучения, то есть высшая степень мышления.На каждом этапе самостоятельной работы студентов необходимы четкий своевременный и эффективный контроль и проверка усвоения знаний, а также уровня сформированности умений и навыков, развития способностей. Контрольные мероприятия позволяют определить, насколько студенту удались попытки самостоятельно решать определенные учебные задачи.По завершению изучения содержательного модуля преподаватель должен осуществлять итоговый контроль и оценку результатов деятельности студентов. Это обычно проводится в форме:собеседования, проверки конспектов, защиты рефератов, проверки письменных индивидуальных заданий, коллоквиума, научнопрактической конференции, защиты проектов и презентаций, комплексного тестирования, контрольной работы и т. п.Эти формы работы актуальныкак в традиционном, так и в дистанционном обучении.Но исследования показывают, что осуществление контроля преподавателем не всегда решает проблемы оптимизации самостоятельной учебной деятельности студентов. Только контроль, переходящий в самоконтроль, оценка, переходящая в самооценку, обеспечивают эффективность самостоятельной работы.Необходимо, обратить внимание на то, что контроль, осуществляемый в дистанционном курсе, является более объективным и справедливым, потому, что тьютор (преподаватель, который общается со студентами в курсе) очень часто лично не знаком с пользователями учебных ресурсов курса. Для обеспечения глубокой мотивации к самостоятельной работе, необходимо включить в итоговую оценку по дисциплине модуль самостоятельной работы, при условии, что только положительная оценка по этому модулю будет необходимым условием допуска к семестровому контролю по данной дисциплине.Итак, самостоятельная работа студентов –это особая форма учебной деятельности, направленная на формирование самостоятельности студентов и усвоения ими совокупности знаний, умений, навыков, осуществляемых по условиям введения соответствующей системы организации всех видов учебных занятий. Она дает возможность приблизить учебную деятельность к будущей профессии через системы типовых заданий по специальности и по конкретной дисциплине, то есть реализовать профессионализацию обучения.Проанализировав возможности осуществления организации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений в форме дистанционного курса, можно сделать выводы, что такая форма самостоятельной работы способствует более углубленному изучению студентами теоретического материала учебной дисциплины, формирует умение поиска оптимальных вариантов ответа, решений, навыки научного исследования; развивает навыки работы с электронными учебниками, первоисточниками, формирует умение пользоваться современными средствами получения информации; позволяет студентам осуществлять самоконтроль на каждом шаге изучения материала, получать консультацию преподавателя, или услышать мнение другого участника курса. Преподавателям это позволяет осуществлять систематический контроль за ходом выполнения студентами графика самостоятельной работы, осуществлять анализ допущенных ошибок, выполненных работ и давать им предварительную и итоговую оценку, видеть и объективно оценивать активность и результативность студентов в курсе.

Ссылки на источники1.Клочек Л.В. Психологічні аспекти організації самостійної роботи студентів // Самостійна робота студентів та її інформаційнометодичне забезпечення: проблеми, досвід, методика: Методичний вісник. –Випуск 2. –Кіровоград: РВВ КДПУ ім. В. Винниченка, 2009. –С. 18–26.2.СтепкоМ.Ф., БолюбашЯ.Я., ЛевківськийК.М., Сухарніков Ю.В. Модернізація вищої освіти України і Болонський процес // Освіта України. –2004. –10 серпня. –С. 60–61. 3.ПолатЕ.С., БухаркинаМ.Ю., Моисеева М.В.Теория и практика дистанционного обучения. –М.: Академия, 2004. –416 с.4.Клочек Л.В.Указ. соч.5.Биков В.Ю., Кухаренко В.М., Сиротенко Н.Г., Рибалко О.В., Богачков Ю.М. Технологія створення дистанційного курсу. –К.: Міленіум, 2008. –324 с.

Botuzova Yulia,PhD Student, Kirovohrad Volodymyr Vynnychenko State Pedagogical University, [email protected] of independent students’ work with the use of the distance education technologiesAnnotation. The author carries out the analysis of problems, connected with the organization ofindependentstudents’ work with the use of distance education. The author views the different forms of independent work and possibility of their realization in the distance course on the base Moodle.Keywords: independent work, learning, distance education, Moodle.

Понятие самостоятельная работа используется различными авторами в разном значении. Различные трактовки зависят, прежде всего, от того, какое содержание вкладывается в слово «самостоятельный». В основном встречаются три значения этого понятия:

  • - ученик должен выполнять работу сам, без непосредственного участия учителя;
  • - от ученика требуются самостоятельные мыслительные операции, самостоятельное ориентирование в учебном материале;
  • - выполнение работы строго не регламентировано, ученику предоставляется свобода выбора содержания и способов выполнения задания.

Чаще всего понятие самостоятельной работы используется в первом значении. В этом же значении рассматриваемое понятие использовал М.С. Кашкин, который в конце 50-х годов выдвинул проблему самостоятельной работы в центр внимания педагогической общественности .

Для второго значения понятия «самостоятельный» важным является то, чтобы учащиеся самостоятельно думали и решали проблемы, причем неважно, осуществляется учебная работа во фронтальной или в индивидуальной форме. Самостоятельная подготовка считается возможной и необходимой даже при слушании лекций. Такая трактовка особенно характерна для методики преподавания истории.

В третьем значении самостоятельности как незначительности регламентации или ее отсутствии выделяют два вида деятельности учащихся: самостоятельную и исполнительную. Самостоятельной является такая деятельность, которую учащиеся совершают по внутренним побуждениям, находя цели и средства деятельности самостоятельно.

В зарубежной педагогической литературе для обозначения самостоятельной работы используется ряд терминов, подчеркивающих различные аспекты самостоятельной работы. В Германии используется выражение «косвенное (опосредованное) обучение», что подразумевает работу, проводимую под косвенным руководством учителя. В педагогической литературе Австрии и Швейцарии применяется термин «тихая работа», который подчеркивает тишину и уединенность, царящие во время самостоятельной работы. Во французской и английской литературе встречается термин «индивидуальная работа». В США введен термин «независимое обучение», при котором ученикам раздают программы, но оставляют относительную свободу выбора материалов и способов усвоения.

Продолжая тему определения того, что такое самостоятельная работа необходимо привести определения, которые даются в отечественной педагогической литературе.

В учебном пособии «Педагогика и психология высшей школы» самостоятельная работа трактуется как планируемая работа студентов, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия .

Автор В.М. Рогинский в своей работе «Азбука педагогического труда» характеризует самостоятельную работу как планируемую познавательную, организационно и методически направляемую деятельность учащихся, осуществляемую без прямой помощи преподавателя, для достижения конкретного результата .

В учебнике Т.А. Ильиной «Педагогика» самостоятельная работа определяется как особый вид фронтальной, групповой и индивидуальной учебной деятельности учащихся, осуществляемой под руководством, но без непосредственного участия учителя, характеризуемой большой активностью протекания познавательных процессов, которая может выполняться как на уроке, так и во внеурочное время и служит средством повышения эффективности процесса обучения и подготовки учащихся к самостоятельному пополнению своих знаний .

По мнению А.Г. Казаковой , основными признаками самостоятельной работы учащихся принято считать:

  • - наличие познавательной или практической задачи, проблемного вопроса или задачи и особого времени на их выполнение, решение;
  • - проявление умственного напряжения мысли обучаемых для правильного и наилучшего выполнения того или иного действия;
  • - проявление сознательности, самостоятельности и активности обучаемых в процессе решения поставленных задач;
  • - владение навыками самостоятельной работы;
  • - осуществление управления и самоуправления самостоятельной познавательной и практической деятельностью обучаемого.

Основной смысл дидактических целей, считает И.В. Горлинский , состоит в том, чтобы:

  • 1) научить учащихся самостоятельно добывать знания из различных источников;
  • 2) способствовать формированию навыков и умений, необходимых будущим специалистам;
  • 3) повысить ответственность, формирование личностных и профессионально-деловых качеств;
  • 4) формировать у слушателей профессиональное мышление на основе самостоятельной работы над выполнением индивидуальных творческих заданий по курсам и учебным дисциплинам.

По частно-дидактической цели можно выделить три типа самостоятельных работ :

  • - формирование у обучаемых умений выявлять во внешнем плане то, что от них требуется на основе данного им алгоритма деятельности и посылок на эту деятельность, содержащихся в условии задания. В качестве самостоятельных работ этого типа чаще всего используются домашние задания - работа с учебником, конспектом, лекцией и др.
  • - формирование знаний - копий и знаний, позволяющих решать типовые задачи. К самостоятельным работам такого характера относятся отдельные этапы лабораторных работ и практических занятий, типовые курсовые проекты и т.д.
  • - создание предпосылок для творческой деятельности. Этот тип самостоятельных работ реализуется обычно при выполнении заданий научно-исследовательского характера, включая курсовые и дипломные проекты.

Изучение вопроса самостоятельности началось еще в древности. Сократ, Платон, Аристотель глубоко и всесторонне обосновали в своих трудах значимость добровольного, активного и самостоятельного овладения ребенком знаниями. При этом они исходили из того, что развитие мышления человека может успешно протекать только в процессе самостоятельной деятельности, а совершенствование личности и развитие ее способности - путем самопознания. Такая деятельность доставляет ребенку радость и удовлетворение и тем самым устраняет пассивность с его стороны в приобретении новых знаний. Свое дальнейшее развитие идея о самостоятельности в обучения получает в высказываниях Франсуа Рабле, Мишеля Монтеня, Томаса Мора, которые в эпоху мрачного средневековья в разгар процветания в практике работы школы схоластики, догматизма и зубрежки требуют обучать ребенка самостоятельности воспитывать в нем вдумчивого, критически мыслящего человека. Те же мысли развиваются на страницах педагогических трудов Я.А. Каменского, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци и др.

В педагогической же литературе самостоятельность учащихся как один из ведущих принципов обучения рассматривается с конца ХVIII века. Вопрос о развитии самостоятельности и активности учащихся - центральный в педагогической системе К. Д. Ушинского, который обосновал пути и средства организации самостоятельной работы учащихся с учетом возрастных периодов обучения.

В 20-х годах ХХ века определенную роль в развития теория самостоятельности учащихся сыграли комплексное обучение и другие формы индивидуализации обучения.

Один из ведущих педагогов Пидкасистый П. И. в своей работе «Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении» он рассматривает следующее определение: «самостоятельная работа - это не форма организации учебных занятий и не метод обучения. Её правомерно рассматривать скорее как средство вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, средство ее логической и психологической организации» .

В педагогическом же энциклопедическом словаре приводится следующая дефиниция: «Самостоятельная работа учащихся, индивидуальная или коллективная учебная деятельность, осуществляемая без непосредственного руководства учителя». На наш взгляд, данное определение не является достаточно полным. Оно не раскрывает сущностных характеристик данного понятия и требует значительных уточнений.

Педагог-психолог Зимняя И.А. определяет, что самостоятельная работа студентов есть следствие правильно организованной его учебной деятельности на уроке, что мотивирует самостоятельное её расширение, углубление и продолжение в свободное время. Для учителя это означает чёткое осознание не только своего плана учебных действий, но и осознанное его формирование у обучающихся как некоторой схемы освоения учебного предмета в ходе решения новых учебных задач. Но в целом это параллельно существующая занятость учащихся по выбранной им из готовых программ или им самим выработанной программе усвоения какого-либо материала. При этом самостоятельная работа - это высшая форма учебной деятельности обучающихся, форма самообразования, связанная с его работой в классе .

Такие различные аспекты проблемы самостоятельной работы учащихся исследовались Б.П. Есиповым, М.А. Даниловым, М.Н. Скаткиным, И.Я. Лернером, Н.А. Полоеноковой, А.В. Усовой и др. Однако мнения ученых о сущности самостоятельной работы расходятся. Одни определяют её через понятие «метод обучения», другие - через систему приемов учения.

Так, самостоятельная работа - это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом студенты, сознательно стремятся достигнуть поставленные цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических (либо тех и других вместе) действий.

Именно самостоятельная работа вырабатывает высокую культуру умственного труда, которая предполагает не только технику чтения, изучение книги, ведение записей, а, прежде всего, потребность в самостоятельной деятельности, стремление вникнуть в сущность вопроса, идти вглубь ещё не решённых проблем. В процессе такого труда наиболее полно выявляются индивидуальные способности обучающихся, их наклонности и интересы, которые способствуют развитию умения анализировать факты и явления, учат самостоятельному мышлению, которое приводит к творческому развитию и созданию собственного мнения, своих взглядов, представлений, своей позиции.

Некоторые же ученые рассматривают самостоятельную работу как средство развития обобщенных умений, познавательной самостоятельности, творческой активности и социализации личности, связывают её со способностью к самоорганизации (Г.Н. Алова, З.А. Вологодская, А.А. Дикая, М.Е. Дуранов, В.М. Железяко, В.А. Козаков, В.Я. Ляудис, В.П. Чихачев и др.).

По нашему мнению, наиболее полное определение самостоятельной работы дается В.И. Андреевым. Его точка зрения обусловливается тем, что в процессе самостоятельной работы студентов могут быть применены самые разнообразные методы и приемы обучения, и поэтому, по его мнению, подводить самостоятельную работу под понятие «метод» в качестве родового понятия некорректно. Также он считает, что понятие «средство» является не основным, а лишь вспомогательным, частным признаком и не может быть взято за родовое понятие.

Таким образом, самостоятельная работа студентов - это форма организации их учебной деятельности, осуществляемая под прямым или косвенным руководством преподавателя, в ходе которой обучающиеся преимущественно или полностью самостоятельно выполняют различного вида здания с целью развития знаний, умений, навыков и личных качеств

Бессонова Ю.А., кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков ФГБОУ ВПО "Российская академия народного хозяйства и государственной службы" Орловский филиал

Основные проблемы организации самостоятельной работы студентов-заочников и возможности их решения

Заочное обучение – одна из форм организации учебного процесса, предназначенная для лиц, сочетающих получение образования с профессиональной трудовой деятельностью. Такое обучение предполагает самостоятельную работу обучающихся над учебным материалом.
Специфика заочного обучения изначально предполагала возможность для студентов получить высококачественное высшее образование. Для этого при обучении без отрыва от производства использовался метод избирательного, углубленного изучения основных учебных дисциплин, связанных с их будущей практической деятельностью. Заочное обучение первоначально вводилось только для тех, кто не мог регулярно посещать обычные учебные заведения. В последние годы в связи с все усиливающимися социальными, экономическими и политическими проблемами в российском обществе, с одной стороны, а с другой, в связи со стремлением молодых и среднего возраста людей к материальной независимости, заочное получение высшего профессионального образования стало рассматриваться самим студентом-заочником как достижение некоего социального и личностного статуса, показатель профессионализма, конкурентноспособности, самостоятельности, возможности карьерного роста.
Однако наличие диплома о высшем профессиональном образовании по заочной форме обучения - далеко не всегда свидетельство состоятельности выпускника вуза. Такая форма обучения, несмотря на наличие многих привлекательных черт (достаточной дешевизны, возможности постоянного заработка, периодического обучения, учебной подготовки в удобном для студента режиме и пр.), обладает рядом проблемных черт, безусловно, влияющих на ухудшение его качества.
Остановимся на наиболее значимых проблемах заочного обучения на примере специальностей "Технолог СКД. Преподаватель" и "Руководитель этнокультурного центра, преподаватель". Думается, что к ним можно отнести следующие:
Слабая посещаемость аудиторных занятий. Занятость студентов-заочников по основной работе, порой нежелание или непонимание работодателя их проблем, связанных с обучением, подготовкой письменных работ, обязательным присутствием на лекционных и семинарских занятиях (работодатель не отпускает на сессию), приводят к их пропуску, неподготовкам и вследствие этого несдаче экзаменов и зачетов.
Слабая подготовленность студентов-заочников к аудиторным сессионным занятиям (семинарам и практикумам). Эта проблема, на наш взгляд, коррелирует с проблемой обеспеченности учебного процесса методическими средствами обучения (учебной, учебно-методической литературой, пакетом заданий для самостоятельной подготовки т.д.).
Слабая обеспеченность учебной литературой (о чем было сказано ранее), особенно по дисциплинам блока СД.
Отсутствие целенаправленной систематической организации самостоятельной работы во внесессионный период со стороны самого студента-заочника. Профессиональная деятельность студента по основному месту работы зачастую затрудняет или препятствует планированию и осуществлению самостоятельной учебной работы, подготовке к зачетам и экзаменам.
Отсутствие целенаправленного систематического управления самостоятельной работой студентов-заочников со стороны администрации вуза и кафедры.

Отметим возможности решения обозначенных проблем в вузе.
Так, слабая посещаемость студентов, обусловленная объективной невозможностью попасть на занятия и связанная впоследствии с этим неподготовленность может быть решена путем внедрения специализированными подразделениями вуза в учебный процесс интернет-технологий. Думается, можно предложить следующее:
Предоставление возможности студентам-заочникам общения с преподавателем в режимах видеоконференций (их график должен заранее быть спланирован и сообщен);
Организация на сайте вуза раздела "Заочное обучение", где возможно разместить странички преподавателей, читающих курсы на заочном отделении с предоставлением возможности общения по принципу "вопрос-ответ" в режиме чата и т.д.
Организация промежуточных контрольных форм аттестации по предметам студентов-заочников в режимах он-лайн и оф-лайн в тестовой или иной форме.
Проблемы слабой подготовленности студентов и слабой обеспеченности учебного процесса методическими средствами возможно решить путем разработки по читаемым курсам полных учебно-методических комплексов и их наличия в библиотеке вуза, на кафедрах, распространения среди студентов. Для полной ориентации студентов в объеме учебного предмета, его глубине, сложности и т.д., думается, такие комплексы дисциплин должны включать в себя следующие структурные элементы:
Методические указания по изучению курса
Лекции по курсу;
Практикум;
Задания для самостоятельной подготовки во внесессионный период;
Учебно-методическое пособие, содержащее материалы для работы в период сессии;
Тестовые материалы и ключи к ним;
Контрольные работы и их нормы оценки;
Список вопросов к экзамену или зачету;
Список тем курсовых работ;
Список литературы к курсу;
Электронные материалы (лекции, учебники, презентации).

Проблема отсутствия целенаправленной систематической организации самостоятельной работы во внесессионный период студентов-заочников может быть решена путем разработки четких методических рекомендаций по подготовке учебного материала, в которых должно быть прописано следующее:
разработан график ежедневных занятий (в нем указывается очередность дисциплин, количество недель, отводимое на их изучение, и часов по каждой из них);
2) определена возможность одновременно изучать не более 2-3 дисциплин, при этом необходимо придерживаться типового учебного графика, разработанного деканатом, представления контрольных и курсовых работ.
Контроль за выполнением индивидуальных графиков осуществляется методистами деканата по журналу регистрации контрольных и курсовых работ;
3) рекомендовано по каждой дисциплине ознакомиться с учебной программой и методическими указаниями, изучить материал по учебникам и учебным пособиям, составить конспект изучаемой литературы, проверить свои знания по вопросам для самопроверки, необходимо также пользоваться дополнительной литературой;
4) определена возможность оказания помощи студентам в выполнении учебного плана и программ; с этой целью кафедры вуза должны проводить групповые консультации, расписание которых своевременно доводятся до сведения каждого студента через деканат посредством обычной или электронной почты и других телекоммуникационных средств. Для этой цели возможно один раз в месяц организовывать "День заочника" (возможно, по субботам). При проведении консультаций преподаватели должны рассказывать о типичных ошибках, которые допускают студенты при решении некоторых задач, разъяснять все вопросы, вызвавшие затруднения из-за сложности материала, методических недостатков учебника или слабого усвоения предшествующего материала.
Для решения проблемы отсутствия целенаправленного систематического управления самостоятельной работой студентов-заочников со стороны администрации вуза и кафедры, думается, также необходимо разработать ряд рекомендаций, в которых были бы прописаны следующие положения:
1. Проведение квалифицированного инструктажа, который бы включал конкретное определение объема выполнения работы и ориентировка студентов на ее выполнение;
2. Выдача студентам графика выполнения заданий;
3. Создание условий для успешной работы студентов (наличие необходимой литературы в библиотеке, дежурство консультантов - преподавателей и лаборантов).
Вероятно, что вышеперечисленные проблемы свойственны всему заочному обучению в целом вузов разной направленности, в том числе вузу искусств и культуры и его названным специальностям. К специфическим же его проблемам можно было бы отнести непрозрачность технологических и педагогических практик студентов, невозможность объективно контролировать их ход вследствие разобщенности баз практик, их большой удаленности от вуза. В этом смысле в качестве одного из вариантов решения проблемы можно было бы предложить предоставление в отчете (как его обязательной части) видеоматериалов практик, их дальнейший разбор и анализ с руководителем практики от вуза.
Безусловно, от того насколько ясны были цели и задачи для студента, насколько верно спланирована самостоятельная работа в период сессии и особенно во внесессионный период, насколько она грамотно управлялась преподавателем и администрацией вуза и кафедры, зависит качество подготовки студента-заочника и эффективность учебного процесса в целом.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Сибирский федеральный университет

Институт педагогики, психологии и социологии

Кафедра педагогики профессионального обучения

КУРСОВАЯ РАБОТА

Психологические проблемы студентов при выполнении самостоятельной работы

Студент Н.В. Давыдкина

Группа ИП 13-01 Б

Руководитель Е.Е. Золотых

Красноярск 2014

  • Введение
  • 1. Психологические проблемы студентов при выполнении самостоятельной работы
  • 2. Определить наличие психологических проблем у студентов 2-ого курса при выполнении самостоятельной работы
  • Список используемых источников
  • Приложение А

Введение

Известно, что в структуре учебного плана студента значительную часть времени занимает самостоятельная подготовка по всем изучаемым дисциплинам. Предполагается, что, кроме аудиторных занятий (лекций и практических занятий), студент должен тратить время на самостоятельную подготовку к занятиям. Для этого в учебно-методических комплексах по дисциплинам предусмотрены задания для самостоятельной работы, вопросы для самоподготовки, темы рефератов, тесты и т.д. Имеются случаи, когда чрезмерно объемные задания по одним предметам приводят к тому, что студенты не могут физически приготовиться к другим учебным дисциплинам. Многие ученые отмечают, что студенты, сталкиваясь с новыми методами обучения в вузе, которые значительно отличаются от школьных, и требуют большей самостоятельной работы в овладении учебным материалом, не всегда справляются с такой нагрузкой.

Цель: Описать психологические проблемы студентов при выполнении самостоятельной работы.

Задачи: 1) Рассмотреть психологические проблемы студентов при выполнении самостоятельной работы.

2) Определить наличие психологических проблем у студентов 2-ого курса при выполнении самостоятельной работы.

1. Психологические проблемы студентов при выполнении самостоятельной работы

Самостоятельная учебная работа? такой вид учебной деятельности, при которой предполагается определенный уровень самостоятельности ученика во всех её структурных компонентах: от постановки проблемы до осуществления контроля, самоконтроля и коррекции с диалектическим переходом от выполнения простейших видов работы к более сложным, носящим поисковый характер, с постоянной трансформацией руководящей функции педагогического управления в сторону её перехода в формы ориентации и коррекции с постепенной передачей всех функций обучаемому.

Самостоятельная учебная работа? средство формирования метакогнитивных способностей обучаемых, их готовности к непрерывному самообразованию. Самостоятельная работа студентов (СРС) ? это планируемая работа, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. Роль самостоятельной работы студентов в познавательной деятельности чрезвычайно велика: воспитание сознательного отношения самих студентов к овладению теоретическими и практическими знаниями, привитие привычки к тяжелому интеллектуальному труду. Однако важно, чтобы студенты не просто приобретали знания, но и овладевали способами их добывания, поэтому одна из основных задач преподавателя вуза? помочь студентам в организации их самостоятельной работы.

Основные признаки самостоятельной работы:

· Проявление умственного напряжения мысли обучающихся для правильного и наилучшего выполнения того или иного действия;

· Проявление сознательности, самостоятельности и активности обучающихся в процессе решения поставленных задач;

· Осуществление управления и самоуправления самостоятельной познавательной и практической деятельностью обучающегося.

Обобщая определения интересующего нас понятия, можно сделать вывод, что самостоятельная работа учащихся - это система различных видов их учебной индивидуальной и групповой деятельности. Ее сущность состоит в физических, волевых и интеллектуальных усилиях учащихся, направленных на овладение приемами и профессиональными знаниями, способами их применения при решении практических заданий. Такие усилия называются самостоятельными, когда учащийся осуществляет их без посторонней помощи, с опорой на свои знания, мышление, умения, жизненный опыт, руководствуясь своими убеждениями и ценностными ориентациями.

Если определить самостоятельную работу как высший специфический вид учебной деятельности учащихся, то можно выявить ее существенные особенности:

· Целенаправленность, т.е. такая активность, которая направлена на достижение сознательно поставленной цели;

· Продуманность. После того как цель поставлена, студент анализирует ситуацию, в которой ему предстоит действовать, и выбирает способы и средства достижения цели, последовательность будущих действий;

· Осознанность, планирование и предвидение возможного результата, наличие логической схемы;

· Структурность, специфический набор действий и последовательность их осуществления;

· Результативность, когда деятельность свое завершение находит в результате.

По мнению А.Г. Казаковой, основными признаками самостоятельной работы учащихся принято считать:

· Наличие познавательной или практической задачи, проблемного вопроса или задачи и особого времени на их выполнение, решение;

· Проявление умственного напряжения мысли обучаемых для правильного и наилучшего выполнения того или иного действия;

· Проявление сознательности, самостоятельности и активности обучаемых в процессе решения поставленных задач;

· Владение навыками самостоятельной работы;

· Осуществление управления и самоуправления самостоятельной познавательной и практической деятельностью обучаемого.

Неэффективность и неуспешность выполнения внеаудиторной самостоятельной работы обуславливается недостаточно четкой организации преподавателем познавательной деятельности студентов во внеаудиторной самостоятельной работе. Зачастую преподаватель не ориентирует студентов на овладение основными знаниями, умениями, недостаточно четко отбирает учебный материал для задания, включает во внеаудиторную самостоятельную работу объемные задания, которые необходимо выполнить в короткие сроки. Самостоятельная работа студента предназначена не только для овладения конкретной дисциплиной, но и для формирования определенных навыков в учебной, научной, профессиональной деятельности, способности принимать на себя ответственность, самостоятельно решать проблему, находить конструктивные решения, выход из кризисной ситуации.

Множество студентов сталкиваются с психологическими проблемами при выполнении самостоятельной работы.

1) Паника? одна из форм поведения толпы. Связано с проявлением массового страха перед реальной или воображаемой угрозой, состоянием периодического испуга, ужаса, нарастающих в процессе взаимного заражения ими. Это состояние, сопровождающееся резким ослаблением волевого самоконтроля, когда эволюционно примитивные потребности, прямо или косвенно связанные с физическим самосохранением, подавляют потребности, связанные с личностной самооценкой.

При этом часто наблюдается:

· учащенное сердцебиение;

· чувство страха;

· нарушение терморегуляции - чувство жара или холода;

· спазм сосудов - бледность или мраморность кожи, пульсация в голове, покалывание в руках или ногах;

· выделение большого количества мочи.

Паника чаще всего атакует людей с развитой силой воли, сверх контролем и повышенным чувством ответственности, поскольку они могут заставить себя выполнять порученную им работу и задания «через не могу», скрывая свое отношение к происходящему (часто это негативные эмоции).

Не пережитые и неотреагированные эмоции, не разрешившиеся конфликты, вытесняются из сознания и на первый взгляд забываются.

Однако дискомфорт, тревожность и нервозность остаются неудовлетворенными в теле. При выполнении самостоятельной работы паника появляется мгновенно. Включается чувство ответственности, аккуратности в работе и быстрота выполнения самостоятельной работы.

2) Страх - это эмоция, внутреннее волнение, выражающееся внешним действием. Страх считается отрицательно окрашенным эмоциональным процессом. С точки зрения психологии страх является эмоциональным процессом. В теории дифференциальных эмоций страх отнесён к базовым эмоциям, то есть является врождённым эмоциональным процессом, с генетически заданным физиологическим компонентом, строго определённым мимическим проявлением и конкретным субъективным переживанием. Причинами страха считают реальную или воображаемую опасность. Страх мобилизует организм для реализации избегающего поведения, убегания.

За развитие этого чувства отвечают два нейронных пути, которые должны функционировать одновременно. Первый ответственный за основные эмоции, быстро реагирует и сопровождается значительным количеством ошибок. Первый путь помогает нам быстро отреагировать на признаки опасности, однако зачастую срабатывает как ложная тревога. Второй путь дает возможность более досконально оценить ситуацию и поэтому ответить точнее на опасность.

Признаки страха:

Некоторые особенности выражения отрицательной эмоции проявляются в физиологических изменениях: повышенное потоотделение, учащенное сердцебиение, расширение и сужение зрачков, бегающий взгляд, тахикардия, головная боль, помутнение сознании, беспокойство, головокружение, волны жара и холода, дрожь и озноб в тебе, мурашки по коже.

При выполнении самостоятельной работы студент машинально чувствует страх, боязнь, что ничего не получится, что все умнее его, что преподаватель не оценит труд и многое другое. Последствия этих признаков выявляет стресс, недосыпание.

3) Волнение - неуверенность в себе. Это признак людей, небезразличных к происходящему, понимающих свою ответственность и умеющих критично оценивать собственное поведение. Однако бороться с волнением нужно, так как это чувство абсолютно не конструктивно. При волнении студент начинает замыкаться в себе и забывать нужную ему информацию, путаться во времени, потеть, появляется дрожь в руках и т.д., последствия могут быть такие же, как от паники и страха, но не такие сильные.

4) Лень? отсутствие или недостаток трудолюбия, предпочтение свободного времени трудовой деятельности. Это первопричина, почему современный студент плохо учится. Как говорится, лень родилась раньше нас. Но это не значит, что ее нельзя победить. Только тот не борется, кто не хочет. И под ленью маскируются разные оправдания: «Мне не дано понять этот предмет», «Мне эта дисциплина не пригодится в будущем», «Мне вполне достаточно тройки, ведь я не собираюсь связывать с этим предметом свою жизнь» и т.д. Причин может быть множество, но все зависит лишь от личного желания и состояния студента.

Лень есть наименьшая деятельность при наибольшем числе приятных состояний, минимум деятельности при максимуме удовольствия. Ленивый человек в некоторой степени философ, он скептически относится к суете и хлопотам жизни. Работа необходима, но возможно наименьшая. Студент начинает лениться с первой минуты выполнения самостоятельной работы, каждый раз откладывая ее на другой день или на другую неделю, что ведут к не очень хорошим последствиям, студент начинает все делать в последнюю ночь и появляется недосыпание, затуманенность в голове и непонимание действий.

Эффективность самостоятельной работы в значительной степени зависит от соблюдения студентом гигиены умственного труда. Организм человека является сложной системой, в которой взаимосогласованно и взаимообумовлено происходят сложные психолого-физиологические процессы, которые надо учитывать в учебной деятельности. При этом надо иметь ввиду как общие закономерности, так и особенности анатомо-физиологических и психических процессов, свойственных конкретному индивиду. Говоря о гигиене умственного труда, надо быть знакомым с механизмами умственной работы, знать причины появления усталости, пути повышения работоспособности; важную роль в этом играет соблюдение режима питания, организация отдыха, режим дня и др.

Таблица 1

Ориентировочный режим дня студентов

Основные составляющие режима дня

Утренняя гимнастика

Утренний туалет

Дорога к учебного заведения

Учебные занятия: И пара

Второй завтрак

Пребывание на свежем воздухе, прогулка

Работа в библиотеке, занятия в научных кружках, спортивных секциях

Посещение консультаций, занятия в кружках художественной самодеятельности, участие в различных мероприятиях, отдых

Прогулка

Самостоятельная работа

Успокаивающая деятельность (просмотр прессы, телепередач и т.д.)

Подготовка ко сну

Каждый студент сталкивается с психологическими проблемами при выполнении самостоятельной работы. Паника, волнение, страх достигают студентов при каждой самостоятельной работе, многие замыкаются в себе и от этого появляется неуверенность в себе и в своих возможностях, понижается самооценка и самоуверенность. Самостоятельная работа может быть эффективной только тогда, когда она будет для студента привлекательной.

психологический метакогнитивный самостоятельный студент

2. Определить наличие психологических проблем у студентов 2-ого курса при выполнении самостоятельной работы

Цель исследования: Выявить психологические проблемы студентов при выполнении самостоятельной работы.

Для проведения практического исследования был использован метод анкетирования.

Анкетирование? это письменный опрос, разновидность метода опроса, при котором общение между социологом-исследователем и респондентом, являющимся источником необходимой информации, опосредуются анкетой. по способу доставки анкеты различают раздаточное (курьерское) анкетирование, при котором анкета оставляется респонденту для заполнения, а затем забирается в условленное время; По степени участия анкетера выделяют анкетирование в присутствии анкетера, когда он инструктирует респондентов перед началом опроса и помогает ему в случае надобности непосредственно в процессе опроса. Анкетирование в отсутствии анкетера проводится в случае раздаточного (курьерского) опроса, когда контакт анкетера с респондентом ограничивается вводным инструктажем о правилах заполнения анкеты при вручении ее респонденту, а также контрольным просмотром заполненной анкеты и выяснения возникших у респондента вопросов при возвращении анкеты.

Существует несколько классификаций, по которым принято распределять проведение анкетирования. По числу респондентов:

1. Индивидуальное анкетирование? опрашивается один человек

2. Групповое анкетирование - опрашиваются несколько человек

3. Аудиторное анкетирование? разновидность анкетирования организованная таким образом что, заполнением анкет занимается группа людей, собранных в одном помещении в соответствии с правилами процедуры проведения

4. Массовое анкетирование - участие принимают от сотни до нескольких тысяч человек

По типу контактов с респондентами:

1. Очное -- опрос проводится с участием исследователя-анкетёра

2. Заочное -- интервьюер отсутствует

3. Рассылка анкет по почте

4. Публикация анкет в прессе

5. Интернет-анкетирование

6. Вручение и сбор анкет по месту жительства, работы и т.д.

7. Онлайн-анкетирование.

Данный метод имеет как положительные, так и отрицательные стороны. К плюсам стоит отнести скорость получения результатов и сравнительно небольшие материальные затраты. Минусы анкетирования заключаются в том, что полученная информация является очень субъективной и не считается достоверной.

Анкета? методическое средство для получения первичной социологической и социально-психологической информации, оформляемое в виде набора вопросов, логически связанных с центральной задачей исследования. Анкеты дают возможность получить информацию о больших группах людей путем опроса какой-то части их, составляющих выборку представительную. Конечно, достоверные результаты получаются лишь при тщательной разработке вопросов анкеты и при условии, что выборка достаточно точно отражает популяцию в целом. Можно получить результаты, отклоняющиеся от результатов опроса всей группы не более, чем на 3-4% в обе стороны. Составление анкет - процесс перевода основных гипотез исследования на язык вопросов - сложная и трудоемкая процедура.

Анкета должна обеспечить получение содержания, правдивого по отношению к опрашиваемому и значимого по отношению к проблеме.

Цель анкеты: выявить психологические проблемы студентов при выполнении самостоятельной работы.

Анкета (Приложение 1), проводится в течение 15-20 минут, где студент отвечает на вопросы, касающиеся его студенческой жизни, ответы на которые необходимы для проведения исследования в курсовой работе.

Для описания психологических проблем студентов при выполнении самостоятельной работы, была выбрана группа студентов.

Студенты второго курса, в составе 20 человека, группы ИП 13-01 Б обучающихся в Институте педагогики, психологии и социологии Сибирского Федерального Университета, по направлению 051000.62 «Профессиональное обучение (декоративно-прикладное искусство и дизайн)».

Таблица 1

Результат анкетирования

1. Сколько часов в день Вы тратите на учебу в институте и дома?

Более 10 часов

13 человек

7 человек

Затрудняюсь ответить

4 человека

4 человека

5 человек

2 человека

1 человек

Более 6 ч.

16 человек

3 человека

1 человек

4. Сколько раз в день Вы питаетесь?

1 раз в день

2 раза в день

3 раза в день

Более 3 раз в день

3 человека

6 человек

8 человек

3 человека

Затрудняюсь ответить

3 человека

4 человека

4 человек

5 человек

1 человек

3 человека

6. Стремитесь ли Вы к усвоению теоретических знаний в той или иной области?

Нет, это занимает много времени и на практике усваивается лучше

18 человек

2 человека

5 человек

14 человек

1 человек

8. С какими психологическими проблема Вы сталкивались при выполнении самостоятельной работы?

Никакими

Тревожность, стресс, паника

Нехватка времени

Непонимание

Затрудняюсь ответить

3 человека

5 человек

2 человека

3 человека

1 человек

6 человек

Страх-это состояние, сопровождающееся резким ослаблением волевого самоконтроля.

Страх-это эмоция, внутреннее волнение, выражающееся внешним действием.

Страх-это неуверенность в себе.

5 человек

13 человек

2 человека

10. Как Вы думаете, какие признаки наблюдаются при панике?

Учащенное сердцебиение

Ком в груди или затрудненное дыхание

Волны жара и холода

Чувство страха

Бегающий взгляд

18 человек

5 человек

4 человека

15 человек

10 человек

7 человек

1 человек

10 человек

9 человек

Нехватка времени

Развлечения, компьютер, друзья и т.п.

Хочется спать

Усталость

Затрудняюсь ответить

2 человека

7 человек

2 человека

4 человека

5 человек

Да, всегда

7 человек

3 человека

1 человек

7 человек

Практически всегда

2 человека

7 человек

5 человек

3 человек

1 человек

3человека

15. Испытываете ли Вы утомление при выполнении самостоятельной работы?

Да, всегда

Нет, никогда

6 человек

9 человек

5 человек

Да, всегда

Нет, никогда

11 человек

8 человек

1 человек

17. Бывает ли такое, что выполняете самостоятельную работу в последний день перед сдачей результатов?

Да, всегда

Нет, никогда

4 человека

7 человек

7 человек

2 человека

Нет, нужно делать все на учебе, дома лень

19 человек

1 человек

19. Какой вид учебной работы Вам больше всего нравится?

Слушание лекций

Выполнении практических лабораторных работ

5 человек

4 человека

6 человек

12 человек

2 человека

Физическая

Образование

Духовная

Самореализация

Затрудняюсь ответить

9 человек

1 человек

3 человека

2 человека

1 человек

4 человека

21. Как Вы думаете, какой у Вас характер?

Общительный

Замкнутый

Общественно направленный

Противоречивый

5 человек

9 человек

3 человек

3 человека

3 человека

1 человек

22. Как Вы считаете, поведение в коллективе, успеваемость и общественные работы раскрывают Ваш характер?

15 человек

5 человек

Окончание таблицы 1 - ответы студентов на анкету (Приложение А)

Таблица 2

Анализ анкетирования

Студенты (%)

Сколько часов в день Вы тратите на учебу в институте и дома?

Более 10 часов

Сколько часов в день Вы тратите на самостоятельную работу?

Затрудняюсь ответить

Сколько часов в день Вы проводите на свежем воздухе?

Более 6 часов

Сколько раз в день Вы питаетесь?

1 раз в день

2 раза в день

3 раза в день

Более 3 раз в день

Сколько необходимо Вам в день тратить на самостоятельную работу?

Затрудняюсь ответить

Стремитесь ли Вы к усвоению теоретических знаний в той или иной области?

Да, потому что нужно расширять свой кругозор, это интересно и пригодится в дальнейшем

Нет, потому что это занимает много времени и на практике усваивается лучше материал

Как Вы оцениваете свою учебную деятельность?

Отлично, с легкостью усваиваю материал

Хорошо, отлично усваиваю материал, но с трудом

Плохо, не могу усвоить материал

С какими психологическими проблемами Вы сталкиваетесь при выполнении самостоятельной работы?

Никакими

Тревожность, стресс, паника

Нехватка времени

Непонимание

Затрудняюсь ответить

Как Вы думаете, что такое страх?

Страх - это состояние, сопровождающееся резким ослаблением волевого самоконтроля

Страх - это эмоция, внутреннее волнение, выражающееся внешним действием

Страх - это неуверенность в себе

Как Вы думаете какие признаки наблюдаются при панике?

Учащенное сердцебиение

Ком в груди или затрудненное дыхание

Волны жара и холода

Чувство страха

Бегающий взгляд

Часто ли Вы ленитесь выполнять самостоятельную работу?

С чем связана Ваша ленивость?

Нехватка времени

Развлечения, компьютер, друзья и т. п.

Хочется спать

Усталость

Затрудняюсь ответить

Всегда ли Вы сдаете самостоятельную работу вовремя?

Да, всегда

Испытываете ли Вы тревогу, если не сдаете самостоятельную работу вовремя?

Практически всегда

Испытываете ли Вы утомление при выполнении самостоятельной работы?

Да, всегда

Нет, никогда

Вы выполняете самостоятельную работу добросовестно?

Да, всегда

Нет, никогда

Бывает ли такое, что Вы выполняете самостоятельную работу в последний день перед сдачей результатов?

Да, всегда

Нет, никогда

Считаете ли Вы, что самостоятельная работа необходима в обучении?

Да, потому что нужно закреплять пройденный материал, помогает развиваться и набираться опыта

Нет, потому что нужно делать все на учебе, дома лень

Какой вид учебной работы Вам больше всего нравится?

Слушание лекций

Участие в семинарских занятиях

Выполнение практических и лабораторных работ

Выполнение индивидуальных заданий

Прохождение педагогической практики различных видов

Подготовка рефератов, курсовых

Какая потребность для Вас является самой важной?

Физическая

Образование

Духовная

Самореализация

Затрудняюсь ответить

Как Вы думаете какой у Вас характер?

Общительный

Замкнутый

Общественно направленный

Противоречивый

Как Вы считаете, поведение в коллективе, успеваемость и общественные работы раскрывают Ваш характер?

Анализируя результаты анкетирования, можно сделать вывод, что большинство студентов тратит на самостоятельную работу время не столько, сколько им бы хотелось. 25% студентов испытывают стресс, усталость при выполнении самостоятельной работы, лишь 15% не испытывают проблем. 35% студентов сдают самостоятельную работу вовремя, а если нет, то испытывают тревогу. Все студенты выполняют самостоятельную работу добросовестно и почти все считают, что она необходима, потому что помогает развиваться и закреплять пройденный материал. Большинству студентов нравится выполнять практические и лабораторные работы, а также индивидуальные занятия. Почти все студенты 2 курса проводят на свежем воздухе всего 1-2 часа, и питаются всего 1-2 раза в день. Это очень плохо может сказываться на учебной деятельности студентов, так как отдых на свежем воздухе, правильное питание играет важную роль, которая влияет на учебную деятельность.

Заключение

В современном мире образование становится обязательным этапом в жизни человека, поэтому каждый должен научиться самостоятельно добывать знания на протяжении жизни, поэтому значительно возрастает роль ВУЗА в обучении самостоятельно учиться.

Психологические проблемы, которые испытывают студенты при выполнении самостоятельной работы, влияют на их учебную деятельность. Таким образом, в процессе курсовой работы были рассмотрены признаки возникновения психологических проблем, с помощью анкетирования проанализированы основные факторы вызывающие психологические проблемы у студента в учебной деятельности.

Список используемых источников

2. Психологические проблемы студентов при выполнении самостоятельно работы [Электронный ресурс]

3. Щербатых Ю.В. Экзамен и здоровье студентов // Высшее образование в России.№3, 2000, с. 111--115.

4. Психологическая структура учебной деятельности студентов вуза и показатели ее успешности [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://yspu.org

5. Кабардов, М.К. Индивидуально-психологические профили подростков и обучаемость, связанные с функциональной асимметрией полушарий мозга. [Текст] / М.К. Кабардов, Е.В. Арцишевская // Психология и современное российское образование. Материалы IV Всероссийского съезда психологов образования России. М.: Общероссийская общественная организация «ФПО России», 2008. - С.313-314.

6. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие.- Ростов н/Д., 1997.

7. Тимошко Г.В. К вопросу об адаптации первокурсников в ВУЗе // Весник МЭГИ. - Донецк, 1995. - с. 48.

8. Хвел Л., Зиглер О. Теория личности. СПб.: Питер-Пресс, 1997.

9. Бабанский, Ю.К. Оптимизация учебно-познавательного процесса: Методические основы Текст. / Ю.К. Бабанский. М.: Просвещение, 1982. -192 с.

10. Давыдов, В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении Текст. / В.В. Давыдов. Томск: Пеленг, 1992. - 114 с.

11. СТО 4.2-07-2014. Система менеджмента качества. Общие требования к построению, изложению и оформлению документов учебной деятельности.

Приложение А

Анкета

Цель анкеты:

Выявить психологические проблемы студентов при выполнении самостоятельной работы.

Уважаемый студент, обращаюсь к Вам с некоторыми вопросами, касающимися Вашей студенческой жизни, ответы на которые необходимы для проведения исследования в курсовой работе.

Инструкция: Постарайтесь вспомнить все события, случившиеся с Вами в процессе обучения и ответить на вопросы в письменной форме.

Укажите свою Фамилию и Имя

1. Сколько часов в день тратите на учебу в институте и дома?

А) 6-8 часов

Б) 8-10 часов

Г) более 10 часов

2. Сколько часов в день Вы тратите на самостоятельную работу?

3. Сколько часов в день Вы проводите на свежем воздухе?

Г) более 6 ч.

4. Сколько Раз в день Вы питаетесь?

А) 1 раз в день

Б) 2 раза в день

В) 3 раза в день

Г) более 3 раз в день

5. Сколько необходимо Вам часов в день тратить на самостоятельную работу?

6. Стремитесь ли Вы к усвоению теоретических знаний с той или иной области?

А) да, потому что

Б) нет, потому что

7. Как Вы оцениваете свою учебную деятельность?

А) отлично, с легкостью усваиваю материал.

Б) хорошо, отлично усваиваю материал, но с трудом.

В) плохо, не могу усвоить материал.

8. С какими психологическими проблемами Вы сталкиваетесь при выполнении самостоятельной работы?

9. Как Вы думаете, что такое страх?

А) Страх - это состояние, сопровождающееся резким ослаблением волевого самоконтроля.

Б) Страх - это эмоция, внутреннее волнение, выражающееся внешним действием.

В) Страх - это неуверенность в себе.

10. Как вы думаете, какие признаки наблюдаются при панике?

А) учащенное сердцебиение;

Б) ком в груди или затрудненное дыхание;

В) волны жара и холода;

Г) чувство страха;

Е) бегающий взгляд;

11. Часто ли вы ленитесь выполнять самостоятельную работу?

А) всегда

В) иногда

Г) никогда

12. С чем связана Ваша ленивость?

13. Всегда ли Вы сдаете самостоятельную работу вовремя?

14. Испытываете ли Вы тревогу, если не сдаете самостоятельную работу вовремя?

15. Испытываете ли вы утомление при выполнении самостоятельной работы?

А) да, всегда

В) иногда

Г) нет, никогда

16. Вы выполняете самостоятельную работу добросовестно?

А) да, всегда

Б) иногда

В) иногда

Г) нет, никогда

17. Бывает ли такое, что выполняете самостоятельную работу в последний день перед сдачей результата?

А) да, всегда

В) иногда

Г) нет, никогда

18. Считаете ли Вы, что самостоятельная работа необходима в обучении?

А) да, необходима, потому что

Б) нет необходимости, потому что

19. Как вид учебной работы Вас больше всего нравится?

А) слушание лекций

Б) участие в семинарских занятиях

В) выполнение практических, лабораторных работ

Г) выполнение индивидуальных заданий

Д) прохождение педагогической практики различных видов

Е) подготовка рефератов, курсовых.

20. Какая потребность для Вас является самой важной?

21. Как вы думаете, какой у вас характер?

А) сильный

Б) слабый

В) замкнутый

В) общительный

Г) общественно направленный

Д) эгоистичный

Е) цельный

Ж) противоречивый

22. Как Вы считаете, поведение в коллективе, успеваемость и общественная работа раскрывают Ваш характер?

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Сущность понятия "мотивация" в психологии. Особенности развития личности студентов. Самостоятельная работа студентов-психологов как фактор мотивации учебной деятельности. Методика "Мотивация успеха и боязнь неудачи". Методика "Шкала совестливости".

    курсовая работа , добавлен 31.10.2009

    Теоретические основы адаптации студентов в процессе обучения. Первичная фундаментальная типология индивидуальности. Трудности юношеского возраста. Мотивация учебной деятельности. Методическое обеспечение и организация исследования, анализ результатов.

    курсовая работа , добавлен 28.10.2012

    Теоретический анализ изучения проблемы терроризма в психологическом аспекте. Понятие терроризма, его признаки и причины возникновения. Эмпирическое исследование уровня сформированности антитеррористического сознания у студентов разных факультетов.

    курсовая работа , добавлен 07.03.2013

    Основные мотивы, которые побуждают студентов к активной самостоятельной познавательной деятельности. Побуждение к соответствующим действиям посредством эмоционального состояния. Значение эмоционального комфорта студента для его учебной деятельности.

    презентация , добавлен 03.05.2015

    Социально-психологические и организационные проблемы адаптации иностранных студентов в российских вузах. Исследование мнения иностранных студентов, обучающихся на факультете социальных технологий Поволжского государственного технологического университета.

    курсовая работа , добавлен 23.02.2014

    Влияние социально-психологических факторов на выбор профессии. Характеристика взаимосвязи удовлетворенности учением и психологического благополучия у студентов. Актуализация профессиональных способностей студентов в учебной изобразительной деятельности.

    реферат , добавлен 22.03.2010

    Изучение стресса в жизни студента. Сущность понятия "стресс". Рекомендации по преодолению тревожности и стресса у студентов. Эмпирическое исследование учебного стресса студентов. Описание методик, используемых в диагностике учебного стресса студентов.

    курсовая работа , добавлен 23.05.2010

    Проблемы организации и содержание деятельности психологической службы. Структура и динамика мотивации учения студентов ВУЗА. Исследование психологической службой сформированности учебной мотивации и межличностных отношений студентов первого курса.

    курсовая работа , добавлен 19.01.2012

    Характеристика типичных психических состояний в ситуации учебной деятельности. Особенности проявления психических состояний у студентов. Экспериментальное исследование выраженности эмоциональных состояний у студентов в ситуациях учебной деятельности.

    курсовая работа , добавлен 19.02.2007

    Исследование особенностей понимания учебных текстов по психологии студентами-психологами. Изменение структуры идентичности студентов–психологов за время обучения в ВУЗе. Психосемантический анализ отношения студентов к манипулятивному стилю поведения.

В продолжение темы:
Организация ЕГЭ

(значительно увеличивает продолжительность загрузки)Всего страниц: 141 Размер файла: 975 Кб Страницы: «« 132 Ветвью Традици [Дюн-Хор]. Когда я, опираясь лишь на общий совет...

Новые статьи
/
Популярные