Конспект внеурочного занятия "оказание первой медицинской помощи". Конспект занятия «Оказание первой медицинской помощи Тема занятия оказание первой медицинской помощи

Цели:

  • показать значение первой медицинской помощи;
  • научить детей оказать первую медицинскую помощь при кровотечениях, переломах, обмороке;
  • закрепить знания о кровеносной, опорно-двигательной системах;
  • развивать кругозор детей, мышления, память, внимание;
  • воспитывать морально-волевые качества личности, коллективизм, взаимопомощь.

Оборудования: медицинская сумка, телефон, платок, жгут и т.д.

I. Вводная беседа.

Закаливание организма.

II. Изучение новой темы:

а) Виды кровотечений. Остановка кровотечения.

б) Переломы и первая помощь при переломах.

в) Шок. Обморок.

III. Что и для чего? Закрепление темы.

IV. Обобщение урока.

V. Литература.

Ход урока

I. Вводная беседа.

Учитель: Как можно правильно закаляться?

Дети: Солнцем, воздухом, водой.

У: А для чего нам нужно закаляться?

Д: Чтобы организм лучше защищал себя от холода и жары, заболеваний.

У: Какие правила существуют при закаливании?

Д: Постепенность, системность, регулярность и т.д.

(Обобщение по опорной схеме №1 "Закаливание организма”.)

II. Изучение новой темы.

Загадка о "скорой помощи”.

У: А урок у нас сегодня необычный. Сегодня мы не просто ученики одного класса, а медицинский персонал "Скорой помощи”. Для чего нужна "Скорая помощь?” В каких ситуациях мы к ней обращаемся?

Д: Когда человеку стало внезапно плохо, произошел несчастный случай, ему необходимо оказать первую медицинскую помощь. Это поможет сохранить не только здоровье, но и жизнь человека.

У: Правильно. Но до приезда "Скорой помощи” можно оказать первую необходимую помощь. В таких ситуациях нельзя терять драгоценные секунды. А если несчастье произошло в лесу, далеко от медпункта?

Д: Нужно оказать первую помощь и помочь больному добраться до ближайшего медпункта.

У: Правильно. Мы уже изучали гигиену организма на предыдущих уроках. Именно это позволит нам сегодня быть медицинскими работниками.

III. Стук в дверь. Заходят два помощника. Один – имитирован ожог, он говорит о том, что нечаянно обжегся, кожа покраснела и "горит”.

Второй – имитирована рана на пальце, он говорит о том, что порезал палец, течет кровь.

У: Ребята, есть желающие, которые смогут помочь пострадавшим людям? А все необходимое для этого у нас имеется.

(На столе: дезинфицирующие средства, бинты, вата, холодный компресс, холодная вода в миске).

Участники одновременно оказывают помощь пострадавшим. После этого они разъясняют, что и как надо помочь пострадавшему.

У: Спасибо вам ребята, за оказанную помощь. А теперь вопрос всему классу: какие виды кровотечений вы знаете?

Д: Венозные, артериальные, капиллярные.

(Рассказ учеников по опорной схеме №2 "Виды кровотечения”)

Остановка кровотечения

1. Первая помощь при капиллярном или венозном кровотечении (наложение давящей повязки):

а) наложить на кровоточащую рану стерильную или чистую ткань;

б) поверх положить плотный валик из бинта или ваты;

в) туго прибинтовать.

2. Первая помощь при артериальном кровотечении (наложение жгута):

а) конечность приподнять вверх;

б) на место наложения жгута наложить какую-либо ткань;

в) жгут затянуть до остановки кровотечения

(1-й тур жгута наиболее тугой, 2-й тур накладывать с меньшим натяжением, остальные – с минимальным, туры жгута должны ложиться рядом друг с другом, не ущемляя кожи);
г) под жгут положить записку с указанием времени наложения жгута.

3. Первая помощь при артериальном кровотечении (наложение жгута -закрутки):

а) использовать подручные материал (ремень, платок, косынка, полотенце и т.д.);

б) на место наложения жгута – закрутки наложить какую-либо ткань;

в) сделать из подручного материала петлю, диаметром в 1,5 – 2 раза превышающую окружность конечности;

г) петлю надевают узлом вверх, под узел вставляют палочку длиной 20 – 25 см;

д) свободную часть петли с помощью палочки закручивать до остановки кровотечения, затем палочку зафиксировать к конечности.

У: Ребята, а как помочь человеку, у которого загорелась одежда?

Д: На него немедленно нужно накинуть одеяло, брезент, плащ или другую плотную ткань и крепко прижать к телу. Если одежда продолжает тлеть, залить ее водой и только после этого очень осторожно снять, стараясь не повредить кожу, не обрывая прилипшие к телу кусочки ткани.

Звенит телефон.

У: - Алло, что случилось?

Упал с дерева? Хорошо я посоветуюсь с ребятами.

Ребята, как вы думаете, что могло произойти?

Д: У мальчика перелом или вывих.

У: Какие виды переломов бывают?

Д: Бывают открытые и закрытые переломы.

У: А чем отличаются?

Д: При закрытом переломе кость повреждена, но наружу кость не выходит. При открытом переломе поврежденная кость через раны выходит наружу. Открытый перелом опаснее еще тем, что через рану может в организм проникнуть инфекция.

У: Что нужно сделать, чтобы помочь пострадавшему человеку?

Д: При переломах в первую очередь нужно придать пострадавшей кости неподвижность. Для этого чаще всего приходиться накладывать импровизированную шину. (палку, доску, кусок фанеры и т.д.) Шина должна быть такой длины, чтобы она смогла захватить по крайней мере два сустава – выше и ниже перелома, а при переломах плеча или бедра – три сустава. Подшины часто вместо ваты и марли приходится прокладывать белье.

Если перелом открытый, то кожу вокруг раны нужно продезинфицировать.

(Обобщение по опорной схеме №3 "Переломы”)

Переломы

1. Первая помощь при переломе ключицы:

а) руку согнуть в локтевом суставе;

б) прибинтовать руку к туловищу или наложить повязку Дезо.

2. Первая помощь при переломе плечевой кости:

в) наложить шину от плечевого сустава до пальцев кисти, захватывая суставы- плечевой, локтевой и лучезапястный;

г) шину прибинтовать к руке поверх одежды (при отсутствии шины для иммобилизации использовать картон, дощечки и т.д.);

3. Первая помощь при переломе костей предплечья:

а) согнуть руку в локтевом суставе;

б) смоделировать форму шины по здоровой руке;

в) наложить шину от средней трети плеча до кончиков пальцев;

г) шину прибинтовать к руке поверх одежды (при отсутствии шины для мобилизации использовать картон, дощечки и т.д.);

д) руку повесить на косынку или бинт.

4. Первая помощь при переломе костей кисти и пальцев:

а) наложить шину по ладонной поверхности предплечья от кончиков пальцев до локтевого сгиба;

б) шину прибинтовать к руке поверх одежды;

в) руку повесить на косынку или бинт.

5. Первая помощь при переломе бедренной кости:

а) одну (длинную) шину или доску накладывают по наружной поверхности ноги и туловища от стопы до подмышечной впадины;

б) другую (короткую) шину или доску накладывают по внутренней поверхности ноги от стопы до паха;

в) шины прибинтовать к ноге поверх одежды.

6. Первая помощь при переломе костей голени:

а) одна шина накладывается по наружной стороне ноги от верхней или средней трети бедра до стопы;

в) обе шины прибинтовать к ноге поверх одежды.

7. Первая помощь при открытом переломе (например, костей голени):

а) наложить стерильную (чистую) повязку на рану;

б) одна шина накладывается по наружной стороне ноги от верхней или средней трети бедра до стопы;

б) другая шина накладывается по внутренней стороне ноги от верхней или средней трети бедра до стопы;

в) обе шины прибинтовать к ноге.

Самостоятельная работа

Дается задание: человек потерял сознание и не дышит. Ваши действия, перечисляйте по пунктам.

1) Необходимо искусственное дыхание и массаж сердца.

2) Положить пострадавшего на спину, лучше – на что-нибудь (щит, доску).

3) Ноги приподнять, голову запрокинуть

4) Через чистый платок вдувать изо рта в рот воздух.

(Обобщение по опорной схеме №4 "Шок. Обморок”)

Шок. Обморок.

1.Первая помощь при шоке:

а) прекратить воздействие травмирующих факторов;

б) восстановление нарушенного дыхания и сердечной деятельности (первичное реанимационное пособие);

в) временная остановка кровотечения (наложение двоящий повязки или жгута);

г) борьба с болью (иммобилизация при переломах);

д) наложение асептической (чистой) повязки;

е) придать пострадавшему удобное (функциональное) положение;

з) обеспечить приток свежего воздуха, расстегнуть тесную одежду;

ж) вызвать "03”.

2.Первая помощь при обмороке:

а) уложить пострадавшего на спину;

б) приподнять ноги, положить под них валик из одежды;

в) расстегнуть тесную одежду;

г) обеспечить приток свежего воздуха;

д) дать понюхать нашатырный спирт.

III. Что и для чего?

У: - А теперь я вам представляю медицинскую сумку. Назовите предметы, находящиеся в ней, и их назначение.

У: Что это и для чего? (показываю).

Д: - Жгут. Применяется при сильных кровотечениях и переломах.

Бинты – при открытых кровотечениях и переломах.

Йод – при кровотечениях.

Резиновая труба – для искусственного дыхания.

Аммиак – при потере сознания (обморок, солнечный удар).

Медицинская перевязочная косынка.

У: В каких случаях применяются эти предметы?

Д: При первой медицинской помощи.

IV. Обобщение урока.

Итак, ребята, давайте, перечислим необходимые действия при переломе, кровотечении, солнечного удара?

Если вы сможете использовать полученные вами знания, и окажете первую медицинскую помочь пострадавшему вовремя вы спасете кому-то жизнь.

Спасибо за урок. До свидания!

Конспект занятия «Оказание первой медицинской помощи»

Перевезенцева Галина Евгеньевна, педагог дополнительного образования МБОУ ДОД Центр детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов) г. Луховицы.
Описание материала: представляю вашему вниманию конспект занятия «Оказание первой медицинской помощи», которое направлено на приобретение знаний и навыков у ребят по оказанию первой медицинской помощи. Данный материал будет полезен начинающим педагогам дополнительного образования, работающим в направлении туризма. Возраст детей 12-15 лет.
Цель: Ознакомление ребят с элементарными приёмами оказания первой медицинской помощи.
Задачи:
- воспитывать желание быть здоровым, чувство ответственности за личную безопасность, желание оказать помощь пострадавшим.
- довести до понимания детей, что зачастую оказанная первая помощь может спасти человеку здоровье и жизнь.
- ознакомить с приёмами оказания первой помощи применительно к характеру полученного пострадавшим повреждения.
- развивать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.

Ход занятия

Педагог: Здравствуйте ребята!
На сегодняшнем занятии мы с вами будем говорить, и учится, как правильно оказать первую медицинскую помощь пострадавшему. Ведь не всегда скорая помощь может быстро приехать, а тем более в лесу не всегда быстро найти указанное место. Поэтому мы должны быть готовыми к разным ситуациям и сами уметь оказать первую медицинскую помощь. А также знания приобретенные на данном занятии вам может пригодится, как в жизни так и в туристских слетах.
Я предлагаю взять свои блокноты и ручки.

Основные признаки ушибов - боль, припухлость и кровоподтек на месте ушиба. Оказывая первую помощь, необходимо на место ушиба приложить холодную примочку, наложить давящую повязку из бинта и ваты. Если во время ушиба получены ссадины и царапины, кожу следует смазать настойкой йода и наложить повязку из стерильного бинта.
Очень опасны ушибы головы, грудной клетки и живота. Признаками таких ушибов является головная боль, головокружение, тошнота, рвота, кровохарканье, потеря сознания, боли в груди, в животе.
При оказании первой помощи в этих случаях необходимо пострадавшего уложить и создать полный покой или немедленно направить его на медицинский пункт.

Любое ранение опасно потерей крови, загрязнением и заражением.
При оказании первой помощи необходимо:
-обнажить место ранения;
-смазать края раны настойкой йода, при этом нужно следить за тем, чтобы йод не попал в рану;
-наложить повязку из стерильного бинта (индивидуальный перевязочный пакет или малая асептическая повязка). При этом нельзя касаться раны руками, промывать водой или другими жидкостями, удалять из раны куски одежды.
Если кровотечение из ран на конечностях обильно, следует наложить специальный жгут (имеется в аптечке) или жгут-закрутку из подручных средств (носовой платок, брючный ремень и пр.).
При наложении жгута соблюдать следующие правила:
-жгут накладывать поверх одежды несколько выше места ранения;
-не чрезмерно перетягивать конечность, мерой сдавливания служит исчезновение пульса ниже наложения жгута или прекращение кровотечения;
-после наложения жгута перевязать рану;
-на жгуте сделать запись с указанием времени наложения;
-нельзя оставлять жгут на конечности более 1,5-2 часов.
После наложения жгута пострадавшего нужно немедленно отправить в больницу.

Тепловой и солнечный удар.

Тепловой удар - следствие перегревания организма. Признаками его являются головная боль, «потемнение в глазах», тошнота, рвота, повышенная потливость, поверхностное дыхание, боль в спине и ногах, потеря сознания.
При солнечном ударе могут быть внезапные потеря сознания и судороги.
При оказании первой помощи необходимо в обоих случаях:
перенести пострадавшего в тень;
придать ему полу сидячее положение;
расстегнуть воротник и ремень или снять стесняющую одежду;
смочить грудь и голову холодной водой;
дать пить холодную воду;
при отсутствии дыхания применить искусственное дыхание.Ожоги могут быть тепловые, химические и электрические.
При оказании первой помощи при тепловых ожогах необходимо:
-осторожно обнажить место ожога, не удаляя с его поверхности куски одежды, ткани и др.;
-наложить повязку из стерильного бинта или малую асептическую повязку;
-тепло укрыть пострадавшего.
Смазывать вазелином, жирами место ожога, вскрывать пузыри категорически запрещается.

Переломы

Перелом - это нарушение целостности костей. Признаками перелома являются: припухлость, резкая болезненность в зоне перелома.
Переломы костей могут быть закрытыми и открытыми.
При всех переломах требуется иммобилизация, т. е. обеспечение покоя в месте перелома с помощью неподвижных повязок с шинами.
Первая помощь при закрытых переломах конечностей, когда есть подручные средства (доски, куски фанеры, длинные палки, саперные лопаты и т. д., могущие заменить специальные шины), оказывается следующим образом:
-при переломе фаланг пальцев - шину из узенькой щепки, обернутой ватой или бинтом, положить на тыльную или ладонную поверхность пальца так, чтобы она шла по всей длине и дальше от лучезапястного сустава, шину при­бинтовать бинтом;
-при переломе костей кисти - шину шириной с ладонь положить на’ кисть и предплечье, от основания пальцев до локтевого сустава и затем забинтовать её;
-при переломе костей предплечья - наложить шину от кончиков пальцев до локтевого сустава включительно, руку согнуть в локте и подвесить на косынку, ремень или отрезок бинта;
-при переломе плеча - руку согнуть в локте и наложить две шины: одну - на наружную, другую - на внутреннюю поверхность плеча, затем руку повесить на ремень или отрезок бинта;
-при переломах бедра - одну шину длиной от подмышек до пятки сложить снаружи, другую - от паха до пятки - по внутренней поверхности бедра и голени;
-при переломах костей голени - две шины длиной от середины бедра до пятки наложить на наружную и внутреннюю поверхности ноги (все шины накладываются поверх обмундирования);
-при переломе ключицы - прибинтовать руку, согнутую в локтевом суставе, к туловищу;
-при переломе ребер - туго забинтовать грудь в положении выдоха;
-при переломе костей таза и позвоночника - пострадавшего уложить на спину, подложив под спину доски, слегка согнуть ноги в коленях, подложить под колени скатку одежды, плащ-палатку, свернутый спальник, затем туго забинтовать таз.
Когда нет из подручных средств шин, при переломах костей конечностей необходимо:
-при переломах на верхних конечностях - прибинтовать согнутую в локте руку к туловищу;
-при переломах на нижних конечностях - прибинтовать поврежденную ногу к здоровой.
При открытом переломе нужно:
-обнажить место перелома;
-смазать края раны настойкой йода;
-наложить на рану повязку из стерильного бинта с ватой или малую асептическую повязку;
-иммобилизовать кости, как при закрытых переломах;
-тепло укрыть пострадавшего.

Искусственная вентиляция лёгких (ИВЛ).

Проводится в тех случаях, когда пострадавший не дышит или дышит очень плохо (редко, судорожно, как бы со всхлипыванием), а также, если его дыхание постоянно ухудшается.
Наиболее эффективным способом ИВЛ является способ «изо рта в рот» или «изо рта в нос» , так как при этом обеспечивается поступление достаточного объёма воздуха в лёгкие пострадавшего. Вдувание воздуха можно производить через марлю, платок.
Этот способ позволяет легко контролировать поступление воздуха в лёгкие пострадавшего по расширению грудной клетки после вдувания и последующего спадания её в результате пассивного выдоха.
Для проведения ИВЛ пострадавшего следует уложить на спину, расстегнуть стесняющую дыхание одежду.
Прежде чем начать ИВЛ, необходимо в первую очередь обеспечить проходимость верхних дыхательных путей, которые в положении на спине при бессознательном состоянии всегда закрыты запавшим языком. Кроме того, в полости рта может находиться инородное содержимое (рвотные массы, соскользнувшие протезы, песок, ил, трава и т. д.), которые необходимо удалить пальцем, обёрнутым тканью или бинтом.
После этого расположиться нужно сбоку от головы пострадавшего, одну руку подсовывает под шею пострадавшего, а ладонью другой руки надавливает на его лоб, максимально запрокидывая голову. При этом корень языка поднимается и освобождает вход в гортань, а рот пострадавшего открывается. Затем нужно наклониться к лицу пострадавшего, сделать глубокий вдох открытым ртом, полностью плотно охватить губами открытый рот пострадавшего и делаете энергичный выдох, с некоторым усилием вдувая воздух в его рот; одновременно закрываете нос пострадавшего щекой или пальцами руки, находящейся на лбу. Если у пострадавшего хорошо определяется пульс и необходимо только ИВЛ, то интервал между искусственными вдохами должен составлять 5 секунд «12 дыхательных циклов в минуту».
ИВЛ прекращают, когда пострадавший выходит из бессознательного состояния и у него появляется самостоятельное дыхание.
В случае отсутствия не только дыхания, но и пульса на сонной артерии делают подряд два искусственных вдоха и приступают к наружному массажу сердца.
Показанием к проведению реанимационных мероприятий является остановка сердечной деятельности, для которой характерно сочетание следующих признаков: появление бледности или синюшности кожных покровов, потеря сознания, отсутствие пульса на сонных артериях, прекращение дыхания или судорожные, неправильные вдохи.
При остановке сердца , не теряя ни секунды, пострадавшего надо уложить на ровное жёсткое основание: скамью, пол, в крайнем случае – подложить под спину доску (никаких валиков под плечи и шею подкладывать нельзя).
Если помощь оказывает один человек, он располагается сбоку от пострадавшего и, наклонившись, делает два быстрых энергичных вдувания (по способу «изо рта в рот» или «изо рта в нос»), затем поднимается, оставаясь на этой же стороне от пострадавшего, ладонь одной руки кладёт на нижнюю половину грудины (отступив на два пальца выше от её нижнего края), а пальцы приподнимает.
Ладонь второй руки он кладёт поверх первой поперёк или вдоль и надавливает, помогая наклоном своего корпуса. Руки при надавливании должны быть выпрямлены в локтевых суставах.
Если оживление проводит один человек, то на каждые два вдувания он производит 15 надавливаний на грудину. За 1мин. необходимо сделать не менее 60 надавливаний и 12 вдуваний.
При участии в реанимации двух человек соотношение «дыхание - массаж» составляет 1:5. Во время искусственного вдоха надавливание не производят.
После того как восстановится сердечная деятельность и будет хорошо определятся пульс, массаж сердца немедленно прекращают.
Вопрос: Если оживление проводит один человек, сколько должно быть вдуваний и надавливаний на грудину за 1 мин.?
Ответы ребят: На каждые два вдувания производится15 надавливаний на грудину. За 1мин. необходимо сделать не менее 60 надавливаний и 12 вдуваний.
На этом наша теоретическая часть занятия подошла к концу, и мы переходим к практическим занятиям.
Педагог: Вы все очень внимательно меня слушали и делали записи в свои конспекты. Меня это очень обрадовало, что данная тема такая нужная и вам она интересная. А сейчас хочу вас познакомить. Это тренажер Максим мой лучший помощник. На нем мы сегодня будем закреплять полученные знания по оказании первой медицинской помощи реанимации.

Задачи ПМП :

  • уменьшить его страдания,
  • предупредить развитие возможных осложнений,
  • облегчить тяжесть течения травмы или заболевания,
  • спасти жизнь пострадавшему.

Мероприятия ПМП:

  • временная остановка кровотечения,
  • повязки на рану и ожоговую поверхность,
  • искусственное дыхание и непрямой массаж сердца,
  • введение болеутоляющих (при шоке),
  • транспортная иммоби­лизация.

Оказание первой медицинской помощи возможно в более ранние сроки имеет решающее значение для дальнейшего течения и исхода поражения, а иногда и спасения жизни. При сильном кровотечении, поражении электрическим током, утоплении, прекращении сердечной деятельности и дыхания, в ряде других случаев первая медицинская помощь должна оказываться немедленно. Если в первой медицинской помощи будет нуждаться одновременно большое число пораженных, то опре­деляется срочность и очередность ее оказания. В первую очередь помощь оказывают детям и тем пострадавшим, которые могут погибнуть, если не получат ее сейчас же.

Условия: все приемы первой медицинской помощи должны выполняться бережно и быть щадящими. Грубые вмешательства могут по­вредить пострадавшему и ухудшить его состояние.

Табельными средствами оказания первой медицинской помощи являются перевязочный материал – бинты, перевязочные пакеты медицинские, большие и малые сте­рильные повязки и салфетки, вата и др. Для остановки кровотече­ния применяют кровоостанавливающие жгуты – ленточные и трубчатые, а для проведения иммобилизации специальные ши­ны – фанерные, лестничные, сетчатые и др. При оказании первой медицинской помощи используют некоторые медикаменты – раствор йода спиртовой 5%-й в ампулах или в флаконе, 1–2%-й спиртовой раствор бриллиантового зеленого во фла­коне, валидол в таблетках, настойка валерианы, нашатырный спирт в ампулах, гидрокарбонат натрия (сода пищевая) в таблетках или порошке, вазелин и др. Для личной профилактики поражений радиоактивными, отравляющими веществами и бактериальными средствами в очагах поражения используется аптечка индивидуальная (АИ-2).
В качестве подручных средств оказания первой медицинской помощи могут использоваться следующие: при наложении повя­зок– чистая простыня, рубашка, ткани (лучше не цветные); для остановки кровотечения – вместо жгута брючный ремень или пояс, закрутка из ткани; при переломах вместо шин – полоски твердого картона или фанеры, доски, палки и др.

Понятие об асептике и антисептике

Асептика – это совокупность мероприятий, направленных на предупреждение попадания микробов в рану. Таким образом, асептика является методом профилактики раневой инфекции. Она достигается строгим соблюдением основного правила – все, что соприкасает­ся с раной, должно быть стерильным (не иметь микробов). Нельзя руками трогать рану, удалять из нее осколки, обрывки одежды, использовать нестерильный материал для закрытия раны.

Антисептикой называется система мероприятий, на­правленных на уменьшение количества микробов или их уничтожение в ране. Различают механическую, физическую, химическую и биологическую антисептику. Механическая анти­септика состоит в первичной хирургической обработке ран. Физическая антисептика заключается в применении таких методов, при которых создаются неблагоприятные условия в ране для выживания микробов,– это высушивание раны, ее дренирование и отток раневого отделяемого. Убивает микробы солнечный свет и искусственное ультрафиолетовое облучение. Химическая антисептика основана на применении различных лекарственных средств, обладающих противомикробным дейст­вием. Эти вещества называются" антисептическими. Наиболее широко применяются такие антисептики, как настойка йода, этиловый спирт, растворы хлорамина, риванола, перманганата калия и др. Антисептики могут состоять из нескольких веществ, например мазь Вишневского. К биологическим антисептикам относятся антибиотики, которые используются для профилактики и лечения раневой инфекции.

Способы асептики и антисептики дополняют друг друга в борьбе с инфекционным заражением ран.

Принципы оказания первой помощи в неотложных ситуациях

Попав в экстремальную ситуацию, сохраняйте спокойствие и, прежде чем действовать, продумайте свои шаги. Спросите себя: "Что мне необходимо предпринять? Чем я могу быть полезен?" Четыре принципа оказания помощи при неотложных случаях являются вашим руководством к действию. Они выступают в качестве плана действий в любой неотложной ситуации.

Принципы оказания первой помощи при неотложной ситуации

Существует четыре принципа оказания первой помощи при неотложных ситуациях, которых следует придерживаться шаг за шагом:

1. Осмотрите место происшествия.
2. Проведите первичный осмотр пострадавшего и окажите первую помощь при состояниях, угрожающих его жизни.
3. Вызовите скорую помощь.
4. Проведите вторичный осмотр пострадавшего и при необходимости окажите помощь при выявлении других проблем. Непрерывно наблюдайте за пострадавшим и успокаивайте его до прибытия скорой, помощи.

Эта последовательность действий обеспечивает вашу безопасность, безопасность пострадавшего и окружающих, а также способствует эффективной работе человека, оказывающего помощь, тем самым увеличивая шансы пострадавшего на выживание.

Принцип первый: осмотр места происшествия

Как только вы определили, что неотложная ситуация налицо, и приготовились действовать, проверьте, не представляет ли место происшествия опасности для вас и для окружающих. Внимательно осмотритесь и постарайтесь определить следующее:

1. Не представляет ли место происшествия опасности?
2. Что произошло?
3. Сколько пострадавших?
4. В состоянии ли окружающие вам помочь?

Когда вы производите осмотр места происшествия, обращайте внимание на все то, что может угрожать вашей безопасности и безопасности окружающих: оголенные электрические провода, падающие обломки, интенсивное дорожное движение, пожар, дым, вредные испарения, неблагоприятные погодные условия, слишком большая глубина водоема или быстрое течение. Если вам угрожает какая-либо опасность, не приближайтесь к пострадавшему. Немедленно вызовите скорую помощь и соответствующую аварийную службу или милицию для получения профессиональной помощи.

Как только вы приблизились к пострадавшему

Постарайтесь успокоить пострадавшего. Находитесь на уровне его глаз. Говорите спокойно.

1. Скажите кто вы такой.
2. Объясните, что вы прошли курс первой помощи.
3. Предложите вашу помощь (получите согласие пострадавшего на оказание помощи).
4. Объясните, какие действия вы собираетесь предпринять.

Прежде чем приступать к оказанию первой помощи, вам следует получить на это разрешение пострадавшего. Пострадавший, находящийся в сознании, имеет право отказаться от вашей услуги. Если пострадавший находится без сознания, то считайте, что вы получили его согласие на проведение мероприятий первой помощи.

Принцип второй: проведение первичного осмотра

В процессе первичного осмотра вы также проверяете проходимость дыхательных путей
Определите наличие сознания у пострадавшего, задав ему вопрос: "Вам нужна помощь?"
Если ответа не последовало, слегка сожмите трапециевидную мышцу пострадавшего.
пострадавшего, наличие дыхания и пульса.

  • Шаг первый: дыхательные пути.
  • Шаг второй: дыхание.
  • Шаг третий: пульс.

Определите наличие признаков жизни, не передвигая пострадавшего. Переворачивайте пострадавшего на спину только в том случае, если у него отсутствуют дыхание и пульс. Если вам необходимо повернуть пострадавшего на спину, поддерживайте его голову так, чтобы голова и позвоночник, по возможности, находились на одной оси.

Шаг первый: обеспечение проходимости дыхательных путей

Убедитесь в том, что дыхательные пути у пострадавшего открыты. Дыхательными путями являются воздухоносные проходы от рта и носа к легким. Любой человек, который в состоянии говорить или издавать крик, находится в сознании и дыхательные пути у него открыты.
Если же пострадавший находится без сознания, необходимо убедиться в проходимости его дыхательных путей. Для этого запрокиньте его голову и приподнимите подбородок. При этом язык перестает закрывать заднюю часть дыхательного горла, пропуская воздух в легкие. Если у вас есть подозрение на травм шеи у пострадавшего, используйте иной метод для открытия дыхательных путей который называется выдвижение нижней челюсти без запрокидывания головы". Если в дыхательные пути пострадавшего попало инородное тело, вам сначала следует его удалить.

Шаг второй: проверка наличия дыхания

Следующим шагом является проверка наличия дыхания. Если пострадавший находится в бессознательном состоянии, обратите внимание на наличие у него признаков дыхания. Грудь при дыхании должна подниматься и опускаться. Кроме этого, вам необходимо услышать и почувствовать дыхание, чтобы убедиться, что человек действительно дышит. Приблизьте ваше лицо ко рту и носу пострадавшего так, чтобы можно было слышать и ощущать воздух при выдохе. При этом наблюдайте за поднятием и опусканием грудной клетки. Делайте это в течение полных 5 секунд.
Если пострадавший не дышит, вы обязаны помочь ему в этом путем вдувания воздуха через рот. Зажмите его ноздри и сначала сделайте два полных вдувания. Далее следует производить по одному вдуванию. Подобная процедура называется искусственной вентиляцией легких. О порядке проведения искусственной вентиляции легких вы узнаете в главе 5.

Шаг третий: проверка наличия пульса

Последней ступенью первичного осмотра пострадавшего является проверка пульса. Это включает определение пульса и выявление сильного кровотечения и признаков шокового состояния.
Если человек дышит, его сердце сокращается, тогда вам не надо проверять наличие пульса. Если же дыхание отсутствует, вы должны прощупать пульс пострадавшего. Для определения пульса нащупайте сонную артерию на шее пострадавшего со стороны, находящейся ближе к вам. Для этого найдите адамово яблоко (кадык) и передвиньте пальцы в углубление, расположенное сбоку шеи. Замедленный или слабый пульс бывает трудно определить. Если вам не удалось нащупать пульс с первого раза, начните снова с кадыка. Когда вы считаете, что нашли верную точку, прощупывайте пульс не меньше 10 секунд.
Если пульс у пострадавшего отсутствует, необходимо проведение искусственной вентиляции легких с одновременным надавливанием на грудину. Эта процедура называется сердечно-легочной реанимацией. Если у пострадавшего, который находится без сознания, определяются дыхание и пульс, не оставляйте его лежать на спине. Переверните пострадавшего на бок, чтобы его дыхательные пути были открыты. Это положение называют восстановительным. В этом положении язык пострадавшего не закрывает дыхательные пути. Кроме того, при этой позиции рвотные массы, выделения и кровь могут свободно выходить из ротовой полости, не вызывая закупорки дыхательных путей.

Признаки и симптомы

  • поведение пострадавшего,
  • внешний вид пострадавшего,
  • жалобы, т.е. субъективные ощущения, которые сообщает вам пострадавший,
  • объективные данные, свидетельствующие о травме или болезни, которые можно увидеть, ощупать или определить на слух.

Признаки и симптомы помогают вам определить у пострадавшего проблемы, при которых требуется оказание первой помощи.

Принцип третий: вызов скорой помощи

Позвоните по телефону "03" для вызова скорой помощи. По возможности пошлите кого-нибудь позвонить в то время, как вы оказываете помощь пострадавшему. В главе 2 вы можете прочесть о службе скорой помощи, зачем и когда вызывать помощь.

Принцип четвертый: проведение вторичного осмотра

При вторичном осмотре пострадавшего после оказания первой помощи продолжайте наблюдать за признаками жизни вплоть до прибытия скорой помощи. Состояние человека может ухудшаться постепенно, и внезапно может возникнуть серьезная угроза для жизни (например, остановка дыхания или остановка сердца). Не успокаивайте себя мыслью, что пострадавший находится вне опасности только на основании того, что, на первый взгляд, нет никаких серьезных проблем. Помогите человеку сохранять спокойствие и находиться в максимально удобном положении в период ожидания.

Урок 3. Понятие о шоке

Термин ШОК вошел в медицинскую практику более 200 лет назад. На английском и французском языках это слово пишется одинаково и переводится как удар, толчок или потрясение, «травматическую депрессию» после тяжелых повреждений.

ШОК - ЭТО АКТИВНАЯ ЗАЩИТА ОРГАНИЗМА ОТ АГРЕССИИ СРЕДЫ.

О ЗАЩИТНЫХ РЕАКЦИЯХ ШОКА

Условия: сильная боль и страх смерти, психическое напряжение и стресс, которые неизбежны в момент нанесения травм и повреждений.

Экстремальная ситуация уже сама по себе провоцирует развитие шока. Когда человек сталкивается с угрозой смерти - будь то несчастный случай или боевые действия, - его организм в состоянии стресса выделяет огромное количество адреналина.

Сосудистая сеть этих и многих других органов будет практически исключена из кровообращения. А такие жизненно важные центры, как головной мозг, сердце и отчасти легкие, получат крови гораздо больше, чем обычно.

ЗАПОМНИ!

Колоссальный выброс АДРЕНАЛИНА вызывает резкий спазм прекапилляров кожи, почек, печени и кишечника.

Происходит ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ КРОВООБРАЩЕНИЯ. Такое сверхрациональное перераспределение крови вырабатывалось миллионы лет. Эволюция нашла мудрый способ самосохранения - уж лучше пожертвовать какой-то частью организма, чем потерять жизнь.

Каждый знает, как легко пугливая ящерица в минуту опасности расстается со своим хвостом, а из сохранившейся культи не выделяется ни единой капли крови - настолько сильно спазмированы сосуды при испуге.

Роль хвоста ящерицы в нашем организме играют кожа, почки, кишечник и т.п. В минуту смертельной опасности, когда нет настоятельной необходимости в полном объеме их функций, эти органы приносятся в жертву. Конечно, в надежде на то, что после преодоления экстремальной ситуации они вновь смогут приступить к нормальной жизнедеятельности.

ЗАПОМНИ!

Только за счет спазма сосудов кожи и ее исключения из кровообращения компенсируется потеря 1,5 -2 литров крови.

Вот почему в первые минуты шока, благодаря спазму прекапилляров и резкому ПОВЫШЕНИЮ ПЕРИФЕРИЧЕСКОГО СОПРОТИВЛЕНИЯ (ПС), организму удается не только сохранить уровень артериального давления в пределах нормального, но и превысить его даже при интенсивном кровотечении.

ШОК - ЭТО КОМПЛЕКС ОТВЕТНЫХ РЕАКЦИЙ ОРГАНИЗМА, НАПРАВЛЕННЫХ НА ДОСТИЖЕНИЕ ОДНОЙ ЦЕЛИ - ВЫЖИТЬ!

ПЕРВЫЕ ПРИЗНАКИ ШОКА (ПАРАДОКСЫ ШОКА)

ПЕРВЫЙ ПАРАДОКС

В первые 10-15 минут после получения травмы врачи «Скорой помощи» сталкиваются с клиническим парадоксом шока: человек с белым, как полотно лицом возбужден, много говорит и не обращает внимания на тяжесть полученной травмы и сильнейшую боль. Он не может реально оценить ситуацию и свое состояние. Более того, у пострадавшего отмечается выраженный подъем артериального давления.

Резкая бледность кожных покровов никак не соответствует такому поведению и высокому уровню артериального давления. При этом обескровленная, со множеством мелких пупырышков, как при ознобе, кожа (гусиная кожа) очень быстро покрывается липким холодным потом.

ВТОРОЙ ПАРАДОКС

В состоянии шока начинается ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ КРОВООБРАЩЕНИЯ, при котором происходит так называемое шунтирование - сбрасывание артериальной крови в венозное русло. Богатая кислородом артериальная кровь, минуя капиллярную сеть, сразу поступает в вены. По венам начинает течь алая артериальная кровь. Появляется симптом «алой вены».

ТРЕТИЙ ПАРАДОКС

Феномен самообезболивания, когда раненый совершенно не ощущает боли, настолько загадочен и необычен, а его значение так велико в дальнейшем развитии событий, что есть смысл рассказать о нем подробнее.

ПЕРВЫЕ ПРИЗНАКИ РАЗВИТИЯ ШОКА:

  • Резкое побледнение кожных покровов.
  • Эмоциональное и двигательное возбуждение.
  • Неадекватная оценка ситуации и своего состояния.
  • Отсутствие жалоб на боли даже при шокогенных повреждениях.

ПОВРЕЖДЕНИЯ И ТРАВМЫ, ПРИВОДЯЩИЕ К РАЗВИТИЮ ШОКА (ШОКОГЕННЫЕ ПОВРЕЖДЕНИЯ):

  • Отрыв или травматическая ампутация конечностей.
  • Открытые переломы костей конечностей.
  • Перелом костей таза и позвоночника.
  • Проникающие ранения грудной клетки и брюшной полости.

ПРИЗНАКИ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ СТАДИИ ШОКА:

  • Заторможенность и апатия.
  • Появление на коже мраморного рисунка.
  • Снижение температуры тела и артериального давления.
  • Заострение черт лица.
  • Полное прекращение выделения мочи.

ЧТО ТАКОЕ ШОКОВЫЕ ОРГАНЫ

ЗАПОМНИ!

Органы, которые в большей степени страдают во время шока, получили название

ШОКОВЫЕ ОРГАНЫ

ШОКОВОЕ ЛЕГКОЕ

Сброс венозной крови в артериальное русло, минуя альвеолярную сеть, без должного насыщения кислородом, приводит к изъятию из газообмена огромного числа альвеол - «легочных пузырьков».

Развивается состояние острой дыхательной недостаточности: появляются одышка, посинение губ и кончиков пальцев.

ШОКОВАЯ ПОЧКА

Длительное исключение капиллярной сети почек из кровообращения приводит к острой почечной недостаточности и накоплению в крови токсичных веществ, к уменьшению выделения мочи, вплоть до развития АНУРИИ (полного прекращения выделения мочи).

ШОКОВАЯ ПЕЧЕНЬ

Поражение обескровленных тканей печени оборачивается грубым нарушением ее защитных функций, что обязательно вызовет острую печеночную недостаточность и быстрое накопление в крови крайне токсичных продуктов обмена.

СПАСЕНИЕ ПОСТРАДАВШИХ ВОЗМОЖНО ТОЛЬКО В УСЛОВИЯХ РЕАНИМАЦИОННОГО ОТДЕЛЕНИЯ, ГДЕ ПРИМЕНЯЮТ АППАРАТЫ «ИСКУССТВЕННАЯ ПОЧКА», ИВЛ И МОНИТОРЫ ПОСТОЯННОГО НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ФУНКЦИЯМИ ОРГАНИЗМА.

Наиболее эффективны для обезболивания - эффективного обезболивания достигают, применяя большие дозы АНАЛЬГИНА (до четырех таблеток для взрослого человека).

НЕДОПУСТИМО!

Давать алкоголь как противошоковое средство при длительном пребывании на морозе и в случае любого кровотечения.

НЕДОПУСТИМО!

Давать пострадавшему пить в случаях проникающих ранений живота.

СХЕМА ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ ПРИ ТРАВМАТИЧЕСКОМ ШОКЕ

  • При кровотечении - немедленно наложить кровоостанавливающие жгуты или тугие давящие повязки.
  • При переломах костей конечностей, таза и ребер, проникающих ранениях грудной клетки и брюшной полости дать обезболивающее пострадавшему.
  • Обработать раны и наложить стерильные повязки.
  • Наложить транспортные шины.
  • Вызвать «Скорую помощь».

НЕДОПУСТИМО!

  • Тревожить и заставлять двигаться пострадавшего без крайней необходимости.
  • Перемещать пострадавшего с переломами костей конечностей без наложения транспортных шин.
ТРИ ЗАПОВЕДИ:

КАК НЕ НАВРЕДИТЬ ПОСТРАДАВШЕМУ В СОСТОЯНИИ ШОКА

ЗАПОВЕДЬ ПЕРВАЯ

НЕ ТРЕВОЖЬ ПОНАПРАСНУ ПОСТРАДАВШЕГО: ЛЮБОЕ ДВИЖЕНИЕ ПРИЧИНЯЕТ ЕМУ МУЧИТЕЛЬНУЮ БОЛЬ.

(Перемещать пострадавшего можно только после иммобилизации поврежденных конечностей и обязательно на носилках.)

ЗАПОВЕДЬ ВТОРАЯ

ПРОЯВИ ВНИМАНИЕ К КАЖДОМУ ЧЕЛОВЕКУ, ПОСТРАДАВШЕМУ В КАТАСТРОФЕ ИЛИ ПРИ НЕСЧАСТНОМ СЛУЧАЕ.

(Тем более если у него бледный вид и он эмоционально возбужден.)

ЗАПОВЕДЬ ТРЕТЬЯ

НЕ МЕДЛИ С НАЛОЖЕНИЕМ КРОВООСТАНАВЛИВАЮЩИХ ЖГУТОВ.

(Потеря каждой секунды может привести к невосполнимой кровопотере.)

Используемая литература :

  1. Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» 8 класс М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т. Смирнов . Москва. АСТ 1997, 2001.
  2. Учебник «Основы мед. знаний и ЗОЖ» 10-11 классы. А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин, П.В. Ижевский . Москва. Просвещение.2002
  3. Журналы « Основы безопасности жизнедеятельности» с 1996 года – 2008
  4. Оценка качества по ОБЖ подготовки выпускников основной школы. Москва. Дрофа.
  5. Основы безопасности жизнедеятельности. Тестовый контроль. 10-11 классы. Е.И. Тупикин, А.Т. Смирнов . Москва. Просвещение. 2002
  6. «Основы мед.знаний и охрана здоровья» 10-11 классы Москва. Русское слово.1995
  7. Учебник «Основы медицинских знаний» В.Г.Бубнов, Н.В.Бубнова . Москва. АСТ 2005.

Конспект познавательного занятия в подготовительной группе на тему:

«ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ».

Разработала: воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №42 «Журавлик» г. Пскова ПЕТРОВА С.А.

Цели:

Знакомить детей с элементарными приёмами оказания первой медицинской помощи.

Задачи:

1. Закреплять основные правила безопасного поведения человека в быту.

2. Воспитывать желание быть здоровым, чувство ответственности за личную безопасность, желание оказать помощь.

3. Довести до понимания детей, что зачастую оказанная первая помощь может спасти человеку здоровье и жизнь.

4. Развивать внимание и наблюдательность, умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.

5. Тренировать в умении пользоваться телефоном.

6. Активизировать речь детей, формировать умение составлять предложения по заданному началу, работать над совершенствованием диалогической речи.

7. Развивать моторику пальцев рук.

Предварительная работа:

Подбор материала по теме.

Беседы о ЗОЖ.

Экскурсия в медицинский кабинет, беседа с медсестрой.

Рассматривание плакатов, брошюр по оказанию первой помощи.

С/р игры: «Больница», «Поликлиника», «Аптека».

Д/и: «Если малыш поранился», «Окажи первую помощь».

Разучивание песни «Непослушные ребята».

Оборудование:

Телефон.

Карточка-памятка с номерами телефонов детской и взрослой поликлиники, «Скорой помощи» с условными обозначениями.

Машинки «скорой помощи» на верёвочках, привязанных к карандашам.

Аптечка с набором медикаментов.

Книга демонстрационная «Окажи первую помощь».

Набор картинок из д/и «Если малыш поранился».

Карточки с изображением моментов оказания первой помощи.

Кукла доктора Здравинки.

Ход занятия.

1. Воспитатель. «Здравствуйте!».Ребята, мы сейчас поздоровались, сказали замечательное слово «здравствуйте». Кто знает, что означает это слово? (желать здоровья ). Раньше говорили «здравие», отсюда и слово «здравствуй».

Сегодня мы с вами поговорим о здоровье. Прежде всего, давайте, определим, что значит быть здоровым.

*Д/и «Продолжи предложение» (воспитатель произносит начало предложения, дети придумывают его конец и произносят предложение целиком).

– Быть здоровым значит (не болеть , не кашлять, не лежать в больнице, быть сильным и т.д. ).

– Здоровый человек (занимается спортом, не курит, сильный, бодрый и т.д .).

– У здорового человека (не болят ноги, зубы без кариеса, нет синяков и ран, хорошее зрение и т.д .).

Что может помешать нам быть здоровыми? Какие факторы влияют на наше здоровье? (≈ микробы, погода, неосторожность…).

– Как мы сообщаем врачу о том, что заболели? (по телефон у или в поликлинике).

– Что нужно знать, чтобы вызвать врача? (номер телефона поликлиники).

Что нужно сообщить, когда позвонишь в поликлинику? (фамилию и имя, возраст больного, домашний адрес, что болит ).

2. Воспитатель. Давайте попробуем вызвать врача по телефону. А поможет нам в этом телефонная карточка-памятка «Медицинская помощь». Рис.1 Рис.1.Телефонная памятка

*Рассматривание телефонной памятки, определение значения условных обозначений.

*Практические задания для детей (воспитатель ведёт диалог с ребёнком по телефону от имени работника регистратуры):

– «Предположим, что у тебя высокая температура. Вызови себе врача».

– «Допустим, у твоей мамы заболело горло. Вызови ей врача».

– «А если у твоей бабушки заболело сердце. Куда надо звонить, чтобы ей

оказали экстренную помощь?».

После первого выполнения задания обговорить, всё ли правильно сделано. Обратить внимание поздоровался ли ребёнок, употреблял ли вежливые слова: «пожалуйста», «спасибо», «будьте добры», «до свидания», правильно ли объяснил причину вызова и т.д.

Обратить внимание детей на то, что взрослым врача вызывают из взрослой поликлиники, а в экстренных случаях – «скорую».

3. Воспитатель. А сейчас мы с вами отправимся на «Станцию скорой помощи». Кто знает, что такое «Станция скорой помощи»? Город наш большой, в нём много жителей, и одновременно заболеть могут сразу несколько человек. Тогда поспешат машины «скорой помощи» в разные концы нашего города. Давайте посмотрим, как быстро едут машины «скорой помощи» к больным.

* Игра для пальчиков «Помощь скорая как птица по шоссе к больному мчится» (К рифлёному карандашу привязана верёвочка, другой её конец привязан к машинке «скорой помощи». Дети в руках крутят карандаш, накручивая верёвочку – чья «скорая помощь» быстрее приедет к больному).

4. Воспитатель. К нам в гости приехала доктор Здравинка. Рис.2.

Здравинка . Здравствуйте, ребята. Все ли вы здоровы? Нет ли у вас шишек, ссадин, порезов? Вы бережёте своё здоровье? Слышала я, что недавно Саша дома баловалась с братиком и прищемила палец дверью. А Лера дома обожгла руку горячим чайником. Врачи несомненно помогут вам справиться с бедой, но до их прихода необходимо оказать Рис.2. Доктор Здравинка .

пострадавшему первую помощь. Зачастую оказанная первая помощь может спасти человеку здоровье и жизнь. Я хочу сегодня поговорить с вами о травмах и как оказать первую помощь при несчастных случаях. А поможет нам в этом моя аптечка и волшебная книга.

а) Рассматривание содержимого аптечки.

*Д/у «Для чего это надо?».

(бинт, вата, перекись водорода, зелёнка, йод, лейкопластырь, ватные палочки, таблетки)

Это перекись водорода. Она нужна для промывания ран.

– Это зелёнка. Она нужна для смазывания ран, чтобы убить микробы.

– Это пластырь. Он нужен для заклеивания ран. И т.д.

Обратить особое внимание детей на то, что таблетки назначает только врач, самим ни в коем случае нельзя их есть, а обработку ран производят только чистыми руками.

б) Рассматривание и чтение книги доктора Здравинки.Рис.3.

1 страница.

Гордо ехал мальчик Петя

На своём велосипеде,

А потом лихачить стал –

Руль руками не держал!

И свалился на дорогу,

Ободрал себе он ноги,

Рис.3. Книга доктора Здравинки . Колени руками зажал,

«Ой, как больно!» закричал.

Чтоб паденья избежать,

надо крепко руль держать!

– Ребята, Петя поранил себе колени. Ему надо помочь. Как?

Ссадина, ранка : 1.Сказать взрослому.

2. Промыть ранку перекисью водорода.

3. Смазать вокруг ранки йодом или зелёнкой (эти жидкости убивают микробов).

4. Заклеить лейкопластырем, забинтовать чистым бинтом.

-Кто сыграет роль Пети, получившего травму при падении с велосипеда? *Практическое выполнение оказания первой помощи: обработка перекисью водорода, смазывание краёв ссадины йодом, накладывание повязки (на колени приклеивается липкая красная пленка, можно одно колено забинтовать, а другое заклеить пластырем).

2 страница.

На качелях качался Ваня,

К нему подбежала Таня,

Качели взлетели и вот –

Танюше ударили в лоб.

Представьте, что вы оказались на месте Тани. Что вы будете делать?

Ушиб: 1. Сказать взрослому.

2. Приложить к ушибленному месту что-нибудь холодное.

*Д/и «Выбери предмет для прикладывания к ушибленному месту».

На столе различные предметы: ложки, линейки, кружки (деревянные, металлические, пластмассовые), шпатель, монета, носовой платок, совочек, коробочка и т.д.). Дети выбирают предмет и прикладывают его ко лбу. Почему именно этот предмет вы выбрали? Как можно использовать носовой платок при ушибе? (намочить его холодной водой).

3 страница.

Вот так носик у Алёны –

Кровь вдруг стала капать.

Ситуация знакома?

Но не надо плакать.

Что вы посоветуете Алёнке?

Кровь из носа : 1. Сказать взрослому.

2. Сесть, опустив подбородок.

3. Приложить холод к носу.

4. Держать у носа платок (взрослый: поместит в ноздрю тампон с перекисью водорода).

*Упражнение для пальчиков «Скрути тампон».

Детям предлагается попробовать скрутить тампончик из ваты. Напомнить, что делать это надо чистыми руками.

4 страница.

На улице сильный мороз,

Кусает он щёки и нос.

Но Ваня домой не идёт,

Гуляет весь день напролёт.

И вот пальцы рук онемели,

Не знает он, что же делать.

Ребята, а вы знаете, что делать?

Обморожение: 1. Сказать взрослому.

2. Осторожно растереть обмороженное место рукой, чистым платком, пока не порозовеет. Растирать снегом нельзя!

3. Вернуться в тёплое помещение (попить горячего чая).

Что нужно сделать, если просто почувствовали, что вам холодно? (попрыгать, побегать )

Замёрзли пальчики немножко,

Мы их просто разотрём, / трут пальчиками друг по другу

И похлопаем в ладошки, / хлопают

Тёплый воздух в них вдохнём. / ладони лодочкой, вдох носом, выдыхание через рот в ладони

Если носик, щёчки тоже / показывают указ. пальцами на нос и щёки

Замерзают на морозе, / прижали ладони к щекам

Аккуратно их потрём, / трут щёки

Но не снегом, а рукой. / трут нос

Если холодно ногам – / перекатываются с пятки на носок

Бегать, прыгать надо нам. / бегут и прыгают на месте

Если всё же ты замёрз – / обнимают себя

Уходи с прогулки прочь! / шагают к стульчикам и садятся

5 страница.

У огня игрался Коля

И игрою был доволен.

А когда огонь обжёг,

Боли выдержать не мог –

Он от боли закричал

Маме жаловаться стал.

– Хорошо, что Коля побежал к маме. Как вы думаете, что мама посоветует Коле?

Ожёг: 1. Сказать взрослому.

2. Подставить под струю холодной воды (15 мин).

5. Здравинка . С некоторыми ребятами из моей книжки случились неприятности, потому что они не соблюдали осторожность, не берегли своё здоровье. А вы тоже такие?

Воспитатель. Наши ребята сейчас исполнят песню про непослушных ребят и про себя.

Песня с движениями «Непослушные ребята». /Автор Петрова С.А./

Непослушные ребята как-то раз пошли гулять- /шагают на месте

Кто на дерево забрался, а кто камни стал кидать. /изображают «по тексту»

По забору ходит Петя, а по лужицам Фома, /руки в стороны, идут по одной линии;

«шлёпают»…

Взяли стёкла где-то дети и играют в них друзья, /удары горизон. ладонями др. по

др.+жонглиров.

Чем закончилась прогулка, нам не трудно угадать, /разводят руки в стороны

Непослушные ребята не должны одни гулять. /грозят ук.пальц. лев. и пр. руки

по очереди

Нории мокрые от лужи, с пальца кровь из-за стекла, /показ на ноги. + указ.палец вверх

Шишки, ссадины, ушибы …- погуляла детвора! /руки:на лоб,колени,спину+развод.руками

Мы ребята не такие, и гуляем хорошо. / пружинка

Ну, а если что случилось, то исправимся легко, /покачивание в стороны

Помощь первую окажем, к воспитателю пойдём, /шагают вперёд

Мы себе всегда поможем и других не подведём. /возвращаются назад, хлопая

6. Доктор Здравинка благодарит детей за песню и хочет проверить, как дети усвоили правила оказания первой помощи:

*Д/и «Помоги попавшим в беду» (к картинке, отображающей конкретный несчастный случай, ребёнок подбирает карточки с изображением необходимой первой помощи). Рис.4. Рис. 4 . Карточки.

Здравинка . Вы, ребята, должны учиться,

К совершенству приёмов стремиться,

Для того, чтобы знать и уметь

Как беды избежать, уцелеть.

Если с тобою случится беда –

Взрослым рассказывай всё и всегда.

Раны надо мазать йодом,

При простуде – чай пить с мёдом.

И запомните – лекарства

Без врача давать опасно.

Но можно доверить любому ребёнку

Пластырь и йод, бинты и зелёнку.

Доктор Здравинка прощается и желает детям быть всегда здоровыми.

7. Воспитатель подводит итоги занятия, интересуется, что больше всего запомнилось и понравилось детям.

Ф.И.О. Семяшкина Ирина Васильевна

Должность: преподаватель, классный руководитель

Место работы: ГПОУ «Ижемский политехнический техникум», п. Щельяюр, Ижемский район, Республика Коми.

Классный час

Тема

Оказание первой медицинской помощи

Цель урока

выработать необходимые знания для оказания первой доврачебной помощи при несчастных случаях.

Задачи урока

Образовательные:

Обеспечить усвоение основных правил оказания первой доврачебной помощи пострадавшим.

Развивающие:

сформировать навыки работы с информацией;

развивать умение ориентироваться в экстремальных ситуациях;

учить анализировать информацию, обобщать, делать выводы;

развивать умение работать в группах.

Воспитательные:

воспитывать уважительное отношение к мнению других, умение слушать и слышать окружающих;

воспитывать культуру безопасности жизнедеятельности;

формировать ответственное отношение к своему здоровью;

формировать позитивную психологическую атмосферу в группе.

Планируемые результаты

Научиться использовать полученные знания в сложившейся экстренной ситуации.

Овладеть профессиональными компетенциями:

Информационной (обладание информационными ресурсом и технологиями)

Коммуникативной (умение взаимодействовать с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, коллективе, проявлять желание добиваться успеха в своей деятельности.)

Социально - трудовой (способность вырабатывать навыки доврачебной помощи).

Уметь самостоятельно приобретать новые знания.

Образовательные

ресурсы

Компьютер, проектор, презентация, видеоролики с видеохостинговой компании YouTube.

План классного часа

Организационный момент

Актуализация знаний, целеполагание и мотивация.

Изучение нового материала.

Первичное осмысление и закрепление изученного материала.

Итоги классного часа. Рефлексия.

Методы обучения

Проблемный диалог, фронтальная работа, групповая работа.

Формы обучения

Интерактивный, словесные, наглядные, практические, репродуктивный методы обучения.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

сформировать знания учащихся по теме классного часа,

использовать полученные знания в конкретных ситуациях.

Регулятивные: учиться высказывать свое мнение; планировать шаги действий при попадании в экстренную ситуацию.

Познавательные: сопоставлять информацию, представленную в разных видах.

Коммуникативные : сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в группе: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, сравнивать полученные результаты, выслушивать партнера, корректно сообщать товарищу об ошибках; задавать вопросы с целью получения нужной информации; организовывать взаимопроверку выполненной работы; высказывать свое мнение при обсуждении задания.

испытывать чувства сострадания и ответственности по отношению к безопасности и жизни другого человека.

ХОД УРОКА

Организационный момент

Актуализация знаний, целеполагание и мотивация.

Ребята, я рада Вас видеть.

Давайте определим вместе с Вами, чему будет посвящен сегодня наш классный час. В этом нам поможет кроссенс. (слайд 1)

Справка: Кроссенс - ассоциативная головоломка нового поколения. Слово «кроссенс» означает «пересечение смыслов» и придумано по аналогии со словом «кроссворд», которое в переводе с английского языка означает «пересечение слов».

Кроссенс представляет собой ассоциативную цепочку из девяти картинок, замкнутых в стандартное поле. Начать разгадывать кроссенс можно с любой узнаваемой картинки, но главным является центральный квадрат. Мы его используем для формулировки темы и цели урока.

Ребята называют, что изображено на рисунках и тему классного часа. (слайд 2)

Изучение нового материала.

первым делом обязательно сообщите кому-либо из взрос-лых о несчастном случае;

если нужно - кричите, громко зовите на помощь;

как можно скорее вызовите скорую медицинскую помощь;

если в результате несчастного случая человек потерял сознание - не пытайтесь перемещать его: это может ухуд-шить его состояние;

чтобы помочь пострадавшему легче дышать, расстегните его воротник, развяжи галстук, ослабьте туго затянутый пояс.

(слайды 4 - 13)

Потеря сознания

Наиболее частая причина — коллапс, обморок — быстрое снижение артериального давления и уменьшение поступления крови к головному мозгу.

В основе коллапса: испуг, переутомление, резкое изменение положение тела.

Первая помощь. Создать телу пострадавшего безопасное положение: положить ноги выше головы, если пострадавший без сознания, или посадить. Дать понюхать раздражающее вещество — нашатырный спирт, одеколон с резким запахом, лук. Дать холодное питье.

Укусы насекомых

Причина: контакт с насекомыми.

Первая помощь. В стакане воды растворить столовую ложку поваренной соли, смочить раствором несколько слоев мягкой ткани и приложить к месту укуса. Некоторые насекомые не месте укуса оставляют не только ранку. Там может находиться как само насекомое, так и его жало. Не пытайтесь его удалить самостоятельно, предоставьте это медработнику.

Боль в животе

Причина: ушибы, сопровождающиеся скрытым повреждением внутренних органов, нарушение функции органов пищеварения, генитальных органов, почек, мочевыводящих путей.

Первая помощь. Немедленно вызвать врача или организовать эвакуацию в медицинское учреждение. До встречи с врачом создать покой, не давать есть и пить. Можно прикладывать холод, если известно, что причина болей травмы.

Отравления

Причина: употребление в пищу ядовитых продуктов.

Первая помощь. Во всех, за исключением отравлений кислотами и щелочами, давать пить в больших количествах теплую воду и попытаться вызвать рвоту. В случае отравления кислотами и щелочами воду пить нельзя! Немедленно вызвать врача или эвакуировать. Если есть остатки продуктов, которые предположительно могли стать причиной отравления, их необходимо собрать в чистую стеклянную посуду и предъявить медикам.

Судороги

Причина: самые различные заболевания, потеря жидкости и солей в условиях горячего сухого воздуха.

Первая помощь. Если судороги, непроизвольные мышечные подергивания, развились как следствие перегрева в горячем сухом воздухе, то пострадавшего переносят в прохладное помещение или в тень, дают прохладное подсоленное питье. Питье дают в металлической посуде, так как пострадавший может откусить край фарфоровой или стеклянной посуды.

Во всех остальных случаях больному просто нужно создать покой до контакта с врачом.

При судорогах лицевых мышц возникает угроза повреждения языка. Больной может его перекусить. В этом случае, если есть возможность, между зубами вставляют какой-нибудь деревянный предмет. Не пытайтесь вставить его насильно — можно сломать зубы! И будьте осторожнее при судорогах — человек может откусить вам палец.

Первая помощь. Рана и прилегающие участки кожи промываются раствором перекиси водорода. Мелкие инородные тела удаляются пинцетом, иглой, зажимом, пальцами. При сильных кровотечениях - тугая повязка или жгут.

Кровотечение из носа

Причина: травма, врожденная хрупкость сосудов носа.

Первая помощь. Посадите пострадавшего. Немного наклоните вперед его голову. Ни в коем случае не запрокидывайте голову назад, при сильном кровотечении существует возможность захлебнуться. Не пытайтесь немедленно остановить кровь, если она вытекает по капле. Небольшая кровопотеря не повредит, а кровотечение может остановиться самостоятельно. Ноздрю, из которой идет кровь, заткните ватным тампоном. Зажмите пальцами ноздри и держите не менее 10 мин. Свободной рукой придержите голову. Если кровотечение не остановится, обратитесь к врачу.

Переломы

Симптомы. В момент травмы ощущается резкая боль, усиливающаяся при попытке движения, характерный звук. При осмотре - припухлость (кровоизлияние), искривление или укорочение конечностей. Часто патологическая подвижность в месте перелома. При открытом переломе костные отломки выступают из раны.

Первая помощь. Обездвижить поврежденную конечность или участок. Для транспортировки пострадавшему нужно обязательно сделать шину, чтобы предотвратить движения сломанных костей. Если у пострадавшего открытый перелом (кровоточащее повреждение с обломком кости) - необходимо продезинфицировать рану (йодом, зеленкой, спиртом) и сделать давящую повязку или жгут, и ни в коем случае не пытаться исправить положение поврежденной кости.

Солнечный удар

Причина: действие прямых солнечных лучей на мозговые оболочки при условии пребывания на открытом воздухе в солнечный день без головного убора.

Симптомы: головная боль, головокружение, тошнота, потеря сознания.

Первая помощь. Отнести пострадавшего в прохладное помещение или в тень, положить на голову холод, дать прохладное питье, можно дать понюхать нашатырный спирт. Если через полчаса состояние больного не улучшится — обратитесь к врачу.

Утопление

Причины: несчастный случай на водном транспорте, невнимание взрослых во время купания детей, игры на воде.

Симптомы: отсутствие сознания, дыхания и пульса, наличие жидкости в дыхательных путях.

Первая помощь.

Проверить проходимость дыхательных путей — во рту может быть ил, водоросли и пр.

Перевернуть пострадавшего вниз головой, если это взрослый — положить животом на свое колено и два три раза интенсивно сдавить грудную клетку, если ребенок — поднять за ноги и встряхнуть, таким образом вы освободите дыхательные пути от воды.
Когда вы убедились в проходимости дыхательных путей, немедленно начинайте реанимационные мероприятия: непрямой массаж сердца и искусственное дыхание.

Первичное осмысление и закрепление изученного материала.

Следующую часть нашего классного часа мы проведем в другой форме.

Ребята, Вам предстоит поработать в командах. И для каждой команды я выбрала обучающий видеоматериал, но это совсем не значит, что кто-то работает, а кто-то отдыхает.

1 команде - «Оказание первой помощи при поражении электрическим током»

2 команде - «Оказание первой помощи при ожогах»

3 команде - «Оказание первой помощи при обморожениях»

Всем Вам необходимо внимательно просмотреть предложенный материал. По окончанию просмотра, задайте другим командам 3 вопроса (время на совещание в командах 3 минуты). Ребята, учтите, что задавая вопросы, Вам необходимо самим хорошо усвоить материал, т. к. при даче неправильных или неточных ответов Вам надо будет поправить ответ или дать верный.

Итоги классного часа. Рефлексия. (слайд 14)

Запомните! (слайд 15)

Внимательный человек, привыкший обдумывать свои поступки, редко получает травму.

Надеюсь, что этот час Вы провели с пользой для себя и своего здоровья. Спасибо за активную работу. До новых встреч.

Для появления вопроса, нажмите на соответствующий номер вопроса;

При нажатии на блок с формулировкой вопроса, сам блок исчезает и в сетке появляется ответ на этот вопрос;

Остальные аналогично;

Для разгадывания кроссворда желательно следовать по порядку номеров вопросов, но так же есть возможность разгадывать в свободном порядке только необходимо получение правильного ответа, иначе для того, чтобы блок с вопросом исчез, на него необходимо нажать при наведении курсора левой кнопкой мыши, и правильный ответ появиться автоматически.

В продолжение темы:
Организация ЕГЭ

(значительно увеличивает продолжительность загрузки)Всего страниц: 141 Размер файла: 975 Кб Страницы: «« 132 Ветвью Традици [Дюн-Хор]. Когда я, опираясь лишь на общий совет...

Новые статьи
/
Популярные